Руль велосипеда – сложнее, чем кажется

размещено в: Без рубрики | 0

На первый взгляд, руль велосипеда – это просто металлическая трубка, которая может быть прямой или с небольшим изгибом, либо иметь сложную геометрию.

Содержание:

Выбор
Горные рули
Руль с большим числом хватов
Бабочки
Усы
Коровьи рога

На деле это функциональный элемент, выполняющий сразу несколько задач:

  • Удержание и рулежка. Уже на этом этапе есть несколько важных критериев, как эргономика, количество положений для разнообразного хвата;
  • Основное место для установки навески, которая управляется в движении. Это обязательные компоненты, как переключатели и тормозные ручки. Кроме того, здесь часто фиксируют бортовые компьютеры, звонки, фонарики и т.п;
  • Здесь же могут фиксироваться грузовые корзинки, багажники, даже некоторые модели детских кресел. То есть руль выполняет транспортировочную роль.

По сути, руль представляет собой трубу, которая устанавливается на шток вилки при помощи выноса. В зависимости от выбранных вариантов оснастки, диаметр трубки может быть переменным, посадочное место обычно увеличено, чтобы вынос мог ее надежно обхватить. Остальные участки тоньше.

Для велосипеда рассматриваемая деталь играет важную роль, как база для установки органов управления. Они могут существенно различаться, в том числе конструктивно и по назначению. Например, для шоссейных рулей используют один тип ручек тормозов, они не подойдут для горных моделей.


Материалы изготовления влияют на прочностные характеристики и массу элемента


Самые тяжелые делают из стали, это бюджетный вариант, но у него есть одно преимущество. Если кататься агрессивно, с прыжками, когда руль испытывает большие нагрузки, сталь может деформироваться, но полностью сломать деталь при этом не получится. Алюминий гораздо легче, но в нем могут скапливаться усталостные напряжения. Кстате у нас, в прокате велосипедов используется именно этот вариант рулей.

Когда они достигают пика, труба просто ломается и это не всегда можно выявить.

Распространены карбоновые модели, которые отличает сниженная масса, однако, прочность материала часто преувеличивают, так как он довольно легко ломается при точечном ударе. Отремонтировать такую дорогостоящую деталь сложно, потому потребуется полная замена.


Выбор

При подборе руля велосипеда следует учесть несколько параметров:

  • Количество «хватов» или положений рук. Поза на велосипеде имеет некоторые особенности и на дальних дистанциях ощутимо напряжение кистей, рук, поясницы и спины. Если руль обеспечивает 2-3 и более положений, то с ним будет комфортно совершать променады на сотни километров. Если вы собираетесь разгоняться или в лицо бьет сильный встречный ветер, то полезно принять практически горизонтальное положение корпуса, чтобы снизить сопротивление. Такая поза возможна только с шоссейными рулями разных конфигураций. Классическая вертикальная посадка хороша для небольших дистанций, ее позволит принять и обычный прямой руль с несколькими хватами;
  • Типовые размеры посадочных мест и креплений. Если вы уже выбрали навеску, которая будет устанавливаться на руле, то нужно подбирать трубу соответствующего диаметра. Это избавит от необходимости замены или подбора переходников для оснащения;
  • Размер. Габариты должны быть комфортны для велосипедиста, если есть возможность, стоит примерить руль по месту. Сейчас большая часть моделей имеют большую ширину, которая неудобна райдерам старой школы. Однако, эта проблема решается не только подбором в магазинах, но и отпиливанием «лишнего». Грубовато, но эффективно!

Для новичков руль может быть прямым или шоссейным, на деле их десятки вариаций. Прямые – это горные, которые дают отличный контроль и рычаг для управления в сложных условиях. Основное преимущество такого типа в том, что он легко «подкидывается», если необходимо поднять переднее колесо при маневре или прыжке. Это обеспечивается эргономичным хватом и положением рук.

Дорожные рули часто называют вертикальными или Cafebar. Отличается большим подъемом ручек относительно посадочного места на выносе. Это позволяет компенсировать недостаток эргономики, например, на детских или трюковых моделях байков. Часто его усиливают дополнительной перемычкой выше посадочного места.


То, что любители называют шоссейным рулем, на самом деле называют Drophandlebar, Dropbar или изгибом Маеса. Преимущество конструкции в том, что райдер может легко принять горизонтальное положение и хорошенько разогнаться


Реже встречаются походные рули или бабочки (Butterfly). Они имеют сложную геометрию, сразу с несколькими изгибами в разных плоскостях, что дает наибольшее число хватов из возможных. Комфортны для дальних путешествий, в том числе тем, что дают большой простор для размещения навесного оборудования и багажных емкостей.

При этом, существует еще несколько малораспространенных типов:

  • Усы или Moustache;
  • Коровьи рога или Cowhorn;
  • H-type;
  • Туристические модели. Фактически, могут быть любой геометрии, в том числе уникальной формы на заказ.


Горные рули

Это один из двух вариантов:

  • Прямые или флэты. В этом случае «рога» являются продолжением посадочного места и находятся в одной плоскости. В этой компоновке есть всего 1 вариант постановки рук, но можно провести модернизацию, установив дополнительные съемные элементы. Они могут быть разной формы и размеров, кроме того, следует учитывать диаметр посадочных мест, чтобы все совмещалось;
  • Рейзер, которые имеют небольшой подъем рогов относительно посадочного места. Такой прогиб может помочь получить более эргономичную позу посадки. Ограничения по числу хватов те же, способы получения новых также аналогичны.

Что касается диаметров трубок, то наиболее распространенным для посадочного места на выносе является 25,4 мм. Сечение рукояток составляет около 22,2 мм, что соответствует большинству креплений для всевозможной оснастки.

Дальнейшим развитием идеи горных рулей можно назвать, уже описанный выше, вертикальный или Cafebar. Эта конструкция появилась раньше остальных, если верить истории велосипедостроения. Сейчас встречается на классике, винтажных байках, детских и трюковых моделях. Это универсальный вариант, который подойдет для города и легкого грунта.


Диаметры такие же, как у предыдущих двух вариаций, причем, они были такими со времен СССР-овской классики



Руль с большим числом хватов

В первую очередь к таким относят бараньи рога, у которых целых 4 положения. Это обеспечивает комфортную посадку в режиме размеренного педалирования, а также горизонтальную позицию для скоростного ритма. Вместо грипс здесь часто используют специальные обмотки, которые позволяют создать удобную для удержания текстуру на необходимой области руля.

Выделяют два основных типа «баранов»:

  • Глубокие, бельгийские или rave. В данном случае имеются дропы длиннее 150 мм;
  • Мелкие, итальянские или shallow. Дропы («ручки», часть, за которую держится райдер) не превышают 138 мм длины.

Эта категория демонстрирует разнообразие хватов и форм, которые позволяют подобрать оптимальный вариант под себя. Диаметр под вынос составляет 26 или 31,8 мм, на концах значение уменьшается до классических 23,8. Таким образом стандарты горных байков здесь не работают.


Бабочки

Треккинговые варианты широко распространены в Европе и практически не встречаются на просторах РФ. Могут устанавливаться как «к водителю», так и от него. Прекрасно разгружают райдера при длительных заездах и размеренном катании.


В качестве накладок применяют полиуретановые или поролоновые обмотки, накладки по принципу бараньих рогов


Вынос для такого оснащения должен иметь посадочное место под диаметр 25,4 мм, а участки для навесного чуть тоньше – 22,2.


Усы

Это своего рода бабочки, но без дополнительных дуг на концах, что уменьшает число хватов. Их преимущество в меньшей массе при том, что на «дальняки» они достаточно удобны и хорошо разгружают руки. Применяются для шоссеров, что подчеркнуто использованием переключателей-наконечников.

Стандарты посадочных мест «усов»:

  • Вынос под 25,4 или 26 мм;
  • Места для установки оснастки 23,8 мм.

Для удержания можно использовать, как обмотки, так и грипсы.


Коровьи рога

По геометрии они действительно напоминают рога копытных, направленные вперед дропами с чуть задранными наконечниками, либо загнутыми внутрь. Один из универсальных типов, которые подходят как для шоссейников, так и туризма. Имеется 3 положения для удержания и рулежки. Обеспечивают комфортное горизонтальное положение тела и сразу несколько вертикальных.


В отличие от баранов, хороши на грунте и бездорожье. При оснащении лежаками дают дополнительное аэродинамичное положение, но оно будет неэффективным в горном режиме. Их основной недостаток в долгом перехвате из лежачего положения к тормозным рычагам


Размерности:

  • Посадочное место под вынос 25,4 или 26 мм;
  • Посадочные места для оснастки 23,8.

Существует еще множество типов, которые так или иначе совмещают в себе преимущества описанных моделей и типов. Основной сложностью при выборе является поиск оптимального сочетания хватов и функциональности. Однако, не любой руль можно поставить, сохранив старую навеску. Например, Н-тип требует установки специальных тормозных ручек, которые вставляются в отверстие трубки и распираются по принципу эксцентрика. В любом случае, только практика позволит подобрать лучший вариант для своих задач.

Как сделать так, чтобы палатка не протекала

размещено в: Без рубрики | 0

Защита от воды и ветра, холода или чрезмерной жары – это задача хорошей палатки. В экстремальных условиях это может стать вопросом жизни и смерти, потому полезно позаботиться о собственной безопасности и комфорте.

Содержание:

Защита палатки с момента производства
Повышение защищённости швов

Как сделать ремонт вовремя

Есть несколько вариантов модернизации своего транспортабельного убежища:

  • Дополнительные слои или накидки. Это специальные тканые материалы из синтетики, которые накидываются на палатку или используются в качестве навеса. В комплектации продвинутых моделей они могут быть включены от производителя. Если нет, то можно рассмотреть покупку дополнительного оснащения;
  • Спреи и аэрозоли, пропитки. Все палатки имеют гидростойкий слой, который может выглядеть, как пропитка ткани, наружного слоя. Постепенно он теряет эффективность, но за счет специальных средств его можно восстановить.


Защита палатки с момента производства

Современные ткани, которые используются для изготовления палаток водонепроницаемые за счёт трёх ключевых моментов:

  • Имеется водоотталкивающая покрытие, которое выполнены на основе силикона или полиуретанав нашем прокате палаток спб почти весь инвентарь имеет нужное покрытие;
  • Отдельно герметизируются швы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить протекание влаги через отверстие, оставленные иглой;
  • Имеется DWR пропитка, которая находится на наружной поверхности ткани и изолирует внутренний объём от воды.

Покрытие DWR имеется у изделий со слоем полиуретана. Это необходимо, потому что постепенно при эксплуатации такие ткани начинают впитывать воду, напитываясь влагой, они начинают протекать. Это может вызвать намокание, как правило, по стыкам или в местах, где тент проседает. При этом есть риск образования конденсата внутри жилого объёма.


Описываемое покрытие представляет собой внешний слой полимера, он тонкий и покрывает наружную сторону ткани. Однако, покрытие имеет склонность постепенно разрушаться


DWR пропитка подвержена сразу нескольким формам воздействия:

  • Механическая. При транспортировке появляются потертости, на природе конструкция касается веток или листьев, даже в процессе упаковки и распаковки на тончайший полимерный слой оказывается истирающее воздействие. Постепенно это приводит к появлению невидимых проплешин, где полимера нет;
  • Вода. Постоянный контакт с атмосферными осадками постепенно смывает полимер. Как правило, это происходит равномерно и степень защищённости палатки падает. Стоит учитывать, что критерии износа и стойкости покрытия указаны в базовых характеристиках любой модели. Параметр отмечается на информационном шильдике в миллиметрах ртутного столба;
  • Ультрафиолет. Палатки низкого качества могут иметь некачественное водоотталкивающее покрытие на основе полимеров, которые деградируют под действием ультрафиолетовых лучей. По этой причине разумно ставить любые палатки в затенённую часть вашей стоянки. Для некоторых бюджетных вариантов нахождение на Солнце противопоказано.

Чтобы восстановить защитное покрытие, придётся брать специальный спрей на природу. Можно заранее провести обработку до выезда. Средство используют в качестве аэрозоля непосредственно из баллона, либо наносят губкой.


Конкретные требования зависят от выбранной марки и вида средства, всегда внимательно читайте прилагаемую инструкцию


Для российских туристов рынок предлагает разнообразные средства, например, от компаний:

  • Nikwax Tent & Gear Solarproof;
  • Mc Nett Revive X Durable Waterproofing;
  • Grangers Fabsil Universal Protector.

Стоит отметить, что подобный способ защиты не отличается большой стойкостью, как базовая пропитка с завода. Повторять обработку придётся регулярно, опять же, стоит учитывать условия эксплуатации по инструкции и интенсивность, с которой вы посещаете удалённые уголки цивилизованного мира и дикой природы.


Повышение защищённости швов

При сшивании тканого полотна, иголка неизменно оставляет маленькие отверстия. Если отдельные капли воды не проникнут через них внутрь, то поток от дождя обязательно просочиться. Именно поэтому производители уже на этапе выпуска повышают защищённость швов, покрывая каждый полиуретановой лентой.

Самостоятельная замена потребуется в двух случаях:

  • Произошло повреждение или отслоение заводской ленты. Разумеется, если вы используете качественные изделия, да и любые другие палатки, которые на момент повреждения находятся на гарантии, не стоит сразу всё делать самостоятельно. Вероятно, стоит попробовать бесплатный сервис или вообще заменить неудачную покупку. В то же время, нет смысла беспокоить сервисменов, если вы явно не соблюдали требования эксплуатации. Рассматриваемые отслоения могут произойти в условиях очень сильной ветровой нагрузки, либо механических повреждений, которые сразу будут заметны;
  • Производитель бюджетных конструкций исключил этап проклейки из техпроцесса, чтобы дополнительно снизить стоимость.

Для обновления повреждённой шовной изоляции старую ленту нужно удалить. Как правило, она легко отклеивается, если начать её тянуть в месте отслоения, остатки желательно очистить, чтобы шов был полностью чист от кусочков ленты.


Далее понадобится спиртовая салфетка, шов протирается по всей длине. Для этой задачи подойдёт пропанол и тампон


Проклейка швов при помощи ленты используется только при наличии полиуретанового покрытия палатки. Для аналогичных задач подойдёт клей на уретановой основе, как УР-600, это гораздо менее удобный вариант.


Удобнее всего работать с уже установленной палаткой, когда ткань полностью натянута и швы будут сами держать форму


Если защита палатки произведена на основе силикона, то принцип работы несколько отличается. Производители для повышения защищённости швов используют специальные нитки, либо узкоспециализированное производственное оборудование. Изредка и подобные модели приходится улучшать самостоятельно сразу после покупки. Как правило, в комплекте поставляется всё необходимое (силиконовый герметик, инструмент для нанесения).

Этапы повышения гидроизоляции палаток на основе силиконизированной ткани:

  • Конструкция устанавливается под навесом, в помещении или на открытом воздухе, если в ближайшие сутки ожидается идеальная погода. Ультрафиолета можно не опасаться, так как ткань не подвержена деградации под его воздействием;
  • По всей длине шва наносится тонкий слой силиконового герметика. Он должен быть сплошным, но не особо толстым. В противном случае повышается риск отслаивания, например, при случайных механических воздействиях;
  • Чтобы добиться равномерного слоя, герметик распределяется специальной лопаткой или кистью;
  • Чтобы попасть в труднодоступные места, удобно использовать обычный медицинский шприц без иглы;
  • Полное застывание занимает около 8-12 часов, смотрите инструкцию.


Как сделать ремонт вовремя

Если собираетесь на природу, тем более в условиях, близких к сложным или экстриму, необходимо быть уверенным в том, что ваша палатка справится и защитит от холода, ветра, промокания и прочих опасностей дикой природы.


За состоянием нужно внимательно следить, желательно проверять его перед каждым выходом «в поле»


Существует несколько объективных причин, указывающих на необходимость восстановления влагозащитного слоя:

  • Появляется неприятный запах, который является следствием деградации используемого герметика, либо тканого материала;
  • Слои ткани палатки склеиваются друг с другом при складывании переносного укрытия;
  • Появились области, где защита отслоилась от текстильной основы.

Плавники для САПа: характеристики и варианты

размещено в: Без рубрики | 0

Плавник для САПа имеет те же особенности, которым обладают схожие элементы у других видов плавательных средств.

Это плоская пластина малой толщины с определённой геометрией, даёт курсовую устойчивость, влияет на маневренность и необходим для некоторых типов спорта на надувных досках. Особенно они важны в том случае, если вы не просто катаетесь с веслом, а занимаетесь экстремальными или профессиональными спортивными дисциплинами.

Без плавников будет невозможно контролировать направление движения и маневрировать. Это касается не только высокоуровневых компоновок, но и классического расслабленного катания.

Содержание:

Общие особенности плавников
Сетапы и типы креплений
Итог

Рассмотрим существующие варианты плавников для сапбордов, принципы их монтажа и влияние на динамику на воде.


Общие особенности плавников

От производителя, все доски приходят укомплектованными определённым количеством стабилизаторов. Они расположены на нижней части борда по определённой схеме, имеют длину и геометрию, соответствующую назначению плавсредства.

По мере прогресса, райдер начнёт чувствовать отличия, в зависимости от комплектации, снаряжение ведёт себя различным образом на воде. Если на мелководье длинный плавник быстро обломится, то на глубокой воде он даст отличную курсовую устойчивость или манёвренность, в зависимости от расположения.

Кстате у нас в пункте аренды сапов используются в основном гибгие плавники, так как они более надежные.


Без плавников доска начинает двигаться хаотично, её будет носить течением, ветром, а без курсовой устойчивости сложно удерживать выбранную траекторию


Конструктивно, рассматриваемые элементы относятся к трём типам:

  • Это полностью съёмные, которые вставляются в специальные пазы и фиксируются замками или просто имеют плотную посадку. Чаще всего их фиксируют винтами или барашками для бесключевого доступа;
  • Быстросъёмные, которые отличаются фиксаторами для использования без ключей и дополнительных инструментов;
  • Литые. Эти элементы комплектации жёстко устанавливаются на соответствующие посадочные места. Они основательно вклеиваются, отличаются высокой надёжностью и прочностью, но в случае поломки, для ремонта понадобится потратить больше времени. Этот вариант хорошо зарекомендовал себя в спорте, так как переход между днищем и корпусом пластины делается максимально плавным. Следовательно, это дает минимально возможное гидродинамическое сопротивление.

При выборе оснащения, нужно учитывать размеры. Существует несколько стандартов L, M, S и меньше. Можно ориентироваться на ростовку: чем большую нагрузку райдер оказывает на доску, тем больше должны быть плавники для её стабилизации и контроля. Потому, нужно учитывать вес тела и вещей, если предполагается их транспортировать. Кроме того, чем выше человек, тем больше смещается центр тяжести и, для поддержания баланса, необходимо использовать увеличенные фины.

Однако, с увеличением размеров, эти конструктивные элементы создают дополнительное гидродинамическое сопротивление. Потому, со стабилизаторами большой площади не получится быстро разогнаться. Из-за этого на спортивных моделях, на которых важна скорость, устанавливаются небольшие детали.

Существует простая формула для расчёта габаритов плавника. Если учитывать только длину сапборда, можно исходить из соотношения один дюйм длины оснастки к одному футу длины борода.

Рассмотрим конструктивные части стандартных компоновок:

  • База плавника. Так называют расстояние от передней до задней части, посадочное место определенной конфигурации. С увеличением значений габаритов, повышается управляемость и скорость при исполнении некоторых движений. Недостаток в том, что маневрировать с такой комплектацией будет сложно;
  • Площадь боковой поверхности представляет собой сочетание лицевой кромки и глубины. Чем большую нагрузку создаёт райдер, тем больше должно быть данное значение для эффективного управления;
  • Изгиб — это участок, в котором плавник имеет дугу. Чем больше этот радиус, тем медленнее будут совершаемые манёвры на борде. Чем уже и вертикальнее будет используемый стабилизатор, тем агрессивнее можно маневрировать;
  • Кант представляет собой угол между плавником и дном доски. Если кант равен нулю, значит стабилизирующий элемент расположен перпендикулярно к плоскости днища. Чем ближе комплектация к этому параметру, тем быстрее будет разгон по прямому курсу. Однако, контроль при маневрировании будет ослаблен;
  • Фойл обозначает профиль, степень обтекаемости, наличие острия, которым разрезается поток воды. Для центрального и боковых компонентов это значение различается. По аналогии с заточкой ножа, центр имеет обоюдоострый спуск, а боковые имеют плоскую сторону, направленную внутрь борда. Это необходимо для повышения эффективности за счет гидродинамического профиля.


Сетапы и типы креплений

Более мягкие и дешёвые элементы выпускают из пластика. Для повышения жёсткости можно использовать стекловолоконные детали, но они отличаются увеличенной массой. Оптимальным вариантом будут карбоновые, они лёгкие и прочные, их единственный недостаток заключается в стоимости.


Стоит отметить, что всё профессиональное оснащение изготавливается из дорогостоящих легких материалов, а также имеет повышенную жёсткость


Некоторые райдеры самостоятельно экспериментируют с изготовлением плавников. Например, можно моделировать собственные компоненты. Чтобы потом создавать их из стекловолокна. Такой подход позволит делать сравнительно дешевое, но функциональное и легкое оснащение.

Производители используют несколько основных типов креплений:

  • US box является единственной адаптивной системой в своём роде. В данном случае, в днище встраиваются пластиковые направляющие, длина которых больше базы плавника. Это позволяет регулировать положение на доске;
  • FCS, FCS 2, Futurefins представляют собой узкоспециализированные конфигурации для использования в сапсерфинге.

Также выделим несколько базовых конфигураций:

  • Singlefin — это один элемент, устанавливаемый в хвостовой части. Такой набор подойдёт для размеренной гребли по гладкой воде. Для крупных водоёмов и активной езды, понадобится большее количество элементов;
  • Singlefin + 2 thrusterfins. В этом случае используется сразу три детали. Сетап хорош для небольших и средних волн. Такой комплект можно назвать максимально универсальным;
  • Singlefin + 4. При подобной компоновке работает сразу пять стабилизаторов, которые понадобятся для бурной воды. Если убрать центр, то борд отзовётся существенным увеличением скорости.

Если используете адаптивную систему, то нужно учитывать, как положение на закладной будет влиять на поведение борда. Установка в задней части, даст курсовую устойчивость, это приносит максимальную стабильность, но маневренность страдает. Если сместить ближе к центру плавсредства, то увеличится манёвренность и ускорение в поворотах. Промежуточное положение между крайними точками, даёт оптимальное сочетание характеристик.

В зависимости от назначения, профи рекомендуют использовать несколько базовых конфигураций. Это позволит получить точку отсчёта, для того, чтобы не потерять производительность, впервые опробовав борд. Например, средний центральный и два боковых меньшего размера, отлично подойдут для прогулок. На мелководье лучше снимать центральный компонент набора.

Для туринговых сборок используют только один центральный фин. Обычно это элемент большой площади, которая обеспечивает надёжное сохранение курса, в течение длительного времени. Недостаток формы в том, что доска теряет львиную долю манёвренности.

Гоночная комплектация имеет много общего с туринговой, но профиль тоньше, а высота сокращена. Такая геометрия требует высоких навыков владения снаряжением, при этом, фин даёт хорошую курсовую устойчивость.


В данном случае оснастка обладает минимальным весом, а также применяют максимально тонкие пластины, чтобы минимизировать гидродинамическое сопротивление


Современные производители выпускают не только узкоспециализированные схемы крепления, всё чаще на рынки выходят универсальные варианты. Это существенно упрощает подбор и установку стабилизаторов. Можно использовать разные модели и сборки, сразу от нескольких мировых брендов.


Итог

Без проверки на практике, сложно объяснить влияние плавников, мы можем озвучить только субъективные критерии. Чтобы получить точку отсчёта, придётся испытать несколько вариантов и сборок.

Но, приобретая новый сет, учитывайте изменения, в соответствии с уже используем комплектом:

  • С увеличением площади улучшается курсовая устойчивость, но для поворотов потребуется прилагать больше усилий;
  • При снижении этого показателя, наблюдается обратный эффект;
  • Чем больше, выше и толще плавник, тем сильнее сопротивление встречного потока воды;
  • Чем больше плавник, тем медленнее доска и наоборот;
  • При выборе, в первую очередь учитывайте форму, а масса и материал должны отойти на второй план.

Страховочный лиш: особенности выбора

размещено в: Без рубрики | 0

Фактически, лиш — это поводок, которым капитан САПа пристёгивается к своему суду за ногу. Необходим для того, чтобы не потерять доску в случае падения, что очень важно на море или водоемах с течением. Несмотря на внешнюю и конструктивную простоту, лиши могут быть разных типов, но всегда предлагают схожий принцип работы.

Содержание:

Общие особенности
Конструкция
Особенности хранения
Порядок использования

Опытные райдеры выделяют несколько особенностей, которые важно учесть при подборе модели. Рассмотрим ключевые характеристики, которые позволят обезопасить себя и не потерять доску на воде.


Общие особенности

Лиши появились давно, порядка 45 лет назад, сейчас они стали неотъемлемой частью культуры сёрфингистов, а также приходит во все родственные виды спорта.

Существуют 4 вида оснащения:

  • Прямой;
  • Спиральный;
  • Гибридный;
  • Конструкция, оснащённая функцией быстрого высвобождения закреплённой части тела.

Под индивидуальные условия катания подбирается свой тип


Спиральный необходим в условиях спокойной воды, когда катаетесь по озеру или реке. Он подпружинивает, потому доска не уплывёт далеко, если вы упадёте. Однако, на быстрой воде и волнах такое оснащение может быть опасным.

Отпружинив, спираль может притянуть доску обратно, как бумеранг, известны случаи достаточно серьёзных травм, полученных из-за этого эффекта.

Отправляясь покорять водоёмы с волнами, разумно выбрать прямой лиш. Он не будет растягиваться и пружинить, потому не представляет опасности для самого рейдера, а также окружающих, если катаетесь в компании. Мы собрали всю информацию которую смогли накопить свои опытом в прокате сапов.


На бурной воде следует использовать оснащение с функцией быстрого высвобождения. При этом, оснастка крепится не к ноге, а к жилету, чтобы была возможность быстро скинуть всё в чрезвычайной ситуации


Отправляясь на водоёмы с мутной водой, можно вообще отказаться от этого аксессуара. Как правило, в такой ситуации нет течения или волн, потому потерять борд сложно. Но, обычно присутствует множество коряг, за которые можно зацепиться и травмироваться.


Конструкция

В конструкцию лиша входит несколько основных элементов:

  • У основания идёт стропа, это верёвка, толщина которой не превышает 4 мм. С её помощью, аксессуар фиксируется на борде. На некоторых моделях САПов используются встроенные стропы, что позволяет использовать различные модели оснастки. Если практикуете активные сплавы, в которых лиш может спасти жизнь, целостность стропы нужно проверять перед каждым заплывом;
  • Сразу на стропе крепится защита кантов, это промежуточный элемент из мягкого материала. Он необходим для того, чтобы исключить случайные повреждения бортов доски, при резком натяжении средств безопасности;
  • Дальше устанавливается шарнир, их в конструкции может быть два. Первый крепится непосредственно к защите кантов. Его задача состоит в прокручивании при нагрузке, которая позволяет избежать спутывания и перегибов кордов, связанных с ним. Некоторые модели оснащаются одним шарниром, они дешевле, но считаются менее надёжными. В более сложных конструкциях второй шарнир располагается перед манжетой, что гарантирует всегда прямой корд;
  • После шарнира идёт длинный шнур. Это корд, который является основным компонентом конструкции. Именно он оказывается связующим звеном между доской и райдером в случае падения. Чаще всего в моделях лишей используется полиуретановый корд. Более совершенные конструкции оснащаются двухслойными компонентами, с более жёсткой сердцевиной и мягкой внешней оплёткой;
  • Манжета находится на противоположном конце лиша, обычно это эластичное кольцо или липучка, которая фиксируется на ноге. Как правило, оснащение выпускают из неопрена или схожей мягкой ткани. Продвинутые модели комплектуются системой сброса, она может спасти жизнь, например, на бурной воде, если корд зацепился за камень или корягу.

Стоит отметить, что с момента своего появления в семидесятые годы прошлого века, аксессуар мало изменился. Основные новшества касаются используемых материалов, но принцип действия остаётся неизменным.

Чтобы выбрать правильный лиш, следует обратить внимание сразу на несколько критериев. Во-первых, длина, аксессуар не должен быть короче доски, желательно подбирать чуть большего размера, на 20 см в среднем.


Опытные райдеры знают, что корд постепенно вытягивается, за этим параметром следует следить, в течение всего срока эксплуатации, чтобы вовремя заменить оснащение


Толщина корда напрямую зависит от того, насколько сильные волны на выбранном озере. Чем они выше, тем толще должен быть лиш. Но не стоит сразу брать самые толстые модели, рассчитывая покорять бурные стремнины, ведь он будет создавать слишком большое сопротивление при классическом катании. Если предпочитаете междисциплинарные соревнования, комбинируете активный и расслабляющий отдых, придется приобрести несколько узкоспециализированных моделей.

Выделяет три типа:

  • Универсальный вариант, который подойдёт для большинства стилей. Он не очень толстый, но создаёт достаточно большое сопротивление, чтобы не подходить для спорта;
  • Сompetition. Это аксессуар для спортсменов, который имеет минимальную толщину и сопротивление в воде, что необходимо для достижения больших скоростей в спортивных дисциплинах;
  • Premium. Толстый, потому подойдёт исключительно для больших волн, где необходим дополнительный запас прочности.

Выбор цвета не так важен, яркие оттенки могут пригодиться, если есть риск потерять аксессуар. На некоторых лишах устанавливаются дополнительные карманы, в том числе герметичные на продвинутых версиях, например, туда можно положить ключи, или другие мелкие предметы, чтобы не потерять.


Особенности хранения

После использования, аксессуар достаточно сполоснуть от грязи и просто уложить в чехол с доской, его не нужно скручивать или сматывать, чтобы избежать эффекта памяти формы.

Важно не допустить спутывания, для чего стоит учесть несколько важных моментов:

  • Ни в коем случае не наматывайте шнур на доску. Это вызовет заломы, либо плавники могут случайно повредить корд и лиш постепенно порвётся;
  • Если боитесь спутывания, можно попробовать модели для соревнований. Они оснащаются тонким кордом, потому, практически не спутываются. Но их нельзя использовать на больших волнах, где модели отличаются повышенной травмоопасностью;
  • Новичкам стоит помнить, что, в процессе катания учитывается стойка. манжета всегда фиксируется на задней ноге при серфинговом положении. Если используете классическую прямую стойку для сапов, главное учитывать, чтобы шарнир был направлен назад;
  • Если шнур обвивает щиколотку во время движений, лиш нужно снять и растянуть на всю длину, это распутает несколько витков скручивания, которые могли случайно появиться. Важно не дёргать резко, чтобы избежать поломок.


Порядок использования

Рассказываем о простом способе собрать и установить новый лиш на свой борд. В первую очередь, нужно привязать стропу, для этой задачи подойдёт любой из распространённых узлов, главное, применять достаточно надёжный, не склонный к самостоятельному развязыванию.

Есть два вида крепления лиша:

  • Sewn loop. Так называется петля, через которую проходит шнурок;
  • Velcro. Представляет собой ремешок, вокруг которого затягивается шнур.

Для классического катания, манжета лиша крепится на ноге. В таком положении он будет безопасен на спокойной воде, при небольших волнах. Если же предполагается сплав по быстрым рекам, разумно крепить его к спасательному жилету.


Чтобы продлить срок службы, нужно присматривать за своим лишем


Выйдя из воды, не стоит волочить его по песку, так как в подвижное соединение может попасть большое количество частиц песка, вызывающих абразивное воздействие. Это особенно опасно для шарниров, металлических и подвижных соединений, но песчинки могут перетирать и стропу с кордом. Оснастку нужно промывать, особенно, после солёной воды. Перед катанием следует удостовериться, что нет никаких скручиваний, переломов и узелков, если они есть, стоит попытаться выпрямить, но это помогает не во всех случаях. Например, пролежав целый зимний сезон, намотанным вокруг доски, лиш однозначно придет в негодность. Полезно регулярно проводить осмотр, чтобы своевременно найти перетирающиеся и потрескавшиеся места.

Лиш – это важный элемент безопасной эксплуатации борда. Его нужно внимательно выбирать и ухаживать не меньше, чем за шлемом, жилетом, веслом или самой доской.