Страховочный лиш: особенности выбора

размещено в: Без рубрики | 0

Фактически, лиш — это поводок, которым капитан САПа пристёгивается к своему суду за ногу. Необходим для того, чтобы не потерять доску в случае падения, что очень важно на море или водоемах с течением. Несмотря на внешнюю и конструктивную простоту, лиши могут быть разных типов, но всегда предлагают схожий принцип работы.

Содержание:

Общие особенности
Конструкция
Особенности хранения
Порядок использования

Опытные райдеры выделяют несколько особенностей, которые важно учесть при подборе модели. Рассмотрим ключевые характеристики, которые позволят обезопасить себя и не потерять доску на воде.


Общие особенности

Лиши появились давно, порядка 45 лет назад, сейчас они стали неотъемлемой частью культуры сёрфингистов, а также приходит во все родственные виды спорта.

Существуют 4 вида оснащения:

  • Прямой;
  • Спиральный;
  • Гибридный;
  • Конструкция, оснащённая функцией быстрого высвобождения закреплённой части тела.

Под индивидуальные условия катания подбирается свой тип


Спиральный необходим в условиях спокойной воды, когда катаетесь по озеру или реке. Он подпружинивает, потому доска не уплывёт далеко, если вы упадёте. Однако, на быстрой воде и волнах такое оснащение может быть опасным.

Отпружинив, спираль может притянуть доску обратно, как бумеранг, известны случаи достаточно серьёзных травм, полученных из-за этого эффекта.

Отправляясь покорять водоёмы с волнами, разумно выбрать прямой лиш. Он не будет растягиваться и пружинить, потому не представляет опасности для самого рейдера, а также окружающих, если катаетесь в компании. Мы собрали всю информацию которую смогли накопить свои опытом в прокате сапов.


На бурной воде следует использовать оснащение с функцией быстрого высвобождения. При этом, оснастка крепится не к ноге, а к жилету, чтобы была возможность быстро скинуть всё в чрезвычайной ситуации


Отправляясь на водоёмы с мутной водой, можно вообще отказаться от этого аксессуара. Как правило, в такой ситуации нет течения или волн, потому потерять борд сложно. Но, обычно присутствует множество коряг, за которые можно зацепиться и травмироваться.


Конструкция

В конструкцию лиша входит несколько основных элементов:

  • У основания идёт стропа, это верёвка, толщина которой не превышает 4 мм. С её помощью, аксессуар фиксируется на борде. На некоторых моделях САПов используются встроенные стропы, что позволяет использовать различные модели оснастки. Если практикуете активные сплавы, в которых лиш может спасти жизнь, целостность стропы нужно проверять перед каждым заплывом;
  • Сразу на стропе крепится защита кантов, это промежуточный элемент из мягкого материала. Он необходим для того, чтобы исключить случайные повреждения бортов доски, при резком натяжении средств безопасности;
  • Дальше устанавливается шарнир, их в конструкции может быть два. Первый крепится непосредственно к защите кантов. Его задача состоит в прокручивании при нагрузке, которая позволяет избежать спутывания и перегибов кордов, связанных с ним. Некоторые модели оснащаются одним шарниром, они дешевле, но считаются менее надёжными. В более сложных конструкциях второй шарнир располагается перед манжетой, что гарантирует всегда прямой корд;
  • После шарнира идёт длинный шнур. Это корд, который является основным компонентом конструкции. Именно он оказывается связующим звеном между доской и райдером в случае падения. Чаще всего в моделях лишей используется полиуретановый корд. Более совершенные конструкции оснащаются двухслойными компонентами, с более жёсткой сердцевиной и мягкой внешней оплёткой;
  • Манжета находится на противоположном конце лиша, обычно это эластичное кольцо или липучка, которая фиксируется на ноге. Как правило, оснащение выпускают из неопрена или схожей мягкой ткани. Продвинутые модели комплектуются системой сброса, она может спасти жизнь, например, на бурной воде, если корд зацепился за камень или корягу.

Стоит отметить, что с момента своего появления в семидесятые годы прошлого века, аксессуар мало изменился. Основные новшества касаются используемых материалов, но принцип действия остаётся неизменным.

Чтобы выбрать правильный лиш, следует обратить внимание сразу на несколько критериев. Во-первых, длина, аксессуар не должен быть короче доски, желательно подбирать чуть большего размера, на 20 см в среднем.


Опытные райдеры знают, что корд постепенно вытягивается, за этим параметром следует следить, в течение всего срока эксплуатации, чтобы вовремя заменить оснащение


Толщина корда напрямую зависит от того, насколько сильные волны на выбранном озере. Чем они выше, тем толще должен быть лиш. Но не стоит сразу брать самые толстые модели, рассчитывая покорять бурные стремнины, ведь он будет создавать слишком большое сопротивление при классическом катании. Если предпочитаете междисциплинарные соревнования, комбинируете активный и расслабляющий отдых, придется приобрести несколько узкоспециализированных моделей.

Выделяет три типа:

  • Универсальный вариант, который подойдёт для большинства стилей. Он не очень толстый, но создаёт достаточно большое сопротивление, чтобы не подходить для спорта;
  • Сompetition. Это аксессуар для спортсменов, который имеет минимальную толщину и сопротивление в воде, что необходимо для достижения больших скоростей в спортивных дисциплинах;
  • Premium. Толстый, потому подойдёт исключительно для больших волн, где необходим дополнительный запас прочности.

Выбор цвета не так важен, яркие оттенки могут пригодиться, если есть риск потерять аксессуар. На некоторых лишах устанавливаются дополнительные карманы, в том числе герметичные на продвинутых версиях, например, туда можно положить ключи, или другие мелкие предметы, чтобы не потерять.


Особенности хранения

После использования, аксессуар достаточно сполоснуть от грязи и просто уложить в чехол с доской, его не нужно скручивать или сматывать, чтобы избежать эффекта памяти формы.

Важно не допустить спутывания, для чего стоит учесть несколько важных моментов:

  • Ни в коем случае не наматывайте шнур на доску. Это вызовет заломы, либо плавники могут случайно повредить корд и лиш постепенно порвётся;
  • Если боитесь спутывания, можно попробовать модели для соревнований. Они оснащаются тонким кордом, потому, практически не спутываются. Но их нельзя использовать на больших волнах, где модели отличаются повышенной травмоопасностью;
  • Новичкам стоит помнить, что, в процессе катания учитывается стойка. манжета всегда фиксируется на задней ноге при серфинговом положении. Если используете классическую прямую стойку для сапов, главное учитывать, чтобы шарнир был направлен назад;
  • Если шнур обвивает щиколотку во время движений, лиш нужно снять и растянуть на всю длину, это распутает несколько витков скручивания, которые могли случайно появиться. Важно не дёргать резко, чтобы избежать поломок.


Порядок использования

Рассказываем о простом способе собрать и установить новый лиш на свой борд. В первую очередь, нужно привязать стропу, для этой задачи подойдёт любой из распространённых узлов, главное, применять достаточно надёжный, не склонный к самостоятельному развязыванию.

Есть два вида крепления лиша:

  • Sewn loop. Так называется петля, через которую проходит шнурок;
  • Velcro. Представляет собой ремешок, вокруг которого затягивается шнур.

Для классического катания, манжета лиша крепится на ноге. В таком положении он будет безопасен на спокойной воде, при небольших волнах. Если же предполагается сплав по быстрым рекам, разумно крепить его к спасательному жилету.


Чтобы продлить срок службы, нужно присматривать за своим лишем


Выйдя из воды, не стоит волочить его по песку, так как в подвижное соединение может попасть большое количество частиц песка, вызывающих абразивное воздействие. Это особенно опасно для шарниров, металлических и подвижных соединений, но песчинки могут перетирать и стропу с кордом. Оснастку нужно промывать, особенно, после солёной воды. Перед катанием следует удостовериться, что нет никаких скручиваний, переломов и узелков, если они есть, стоит попытаться выпрямить, но это помогает не во всех случаях. Например, пролежав целый зимний сезон, намотанным вокруг доски, лиш однозначно придет в негодность. Полезно регулярно проводить осмотр, чтобы своевременно найти перетирающиеся и потрескавшиеся места.

Лиш – это важный элемент безопасной эксплуатации борда. Его нужно внимательно выбирать и ухаживать не меньше, чем за шлемом, жилетом, веслом или самой доской.