Плавники для САПа: характеристики и варианты

размещено в: Без рубрики | 0

Плавник для САПа имеет те же особенности, которым обладают схожие элементы у других видов плавательных средств.

Это плоская пластина малой толщины с определённой геометрией, даёт курсовую устойчивость, влияет на маневренность и необходим для некоторых типов спорта на надувных досках. Особенно они важны в том случае, если вы не просто катаетесь с веслом, а занимаетесь экстремальными или профессиональными спортивными дисциплинами.

Без плавников будет невозможно контролировать направление движения и маневрировать. Это касается не только высокоуровневых компоновок, но и классического расслабленного катания.

Содержание:

Общие особенности плавников
Сетапы и типы креплений
Итог

Рассмотрим существующие варианты плавников для сапбордов, принципы их монтажа и влияние на динамику на воде.


Общие особенности плавников

От производителя, все доски приходят укомплектованными определённым количеством стабилизаторов. Они расположены на нижней части борда по определённой схеме, имеют длину и геометрию, соответствующую назначению плавсредства.

По мере прогресса, райдер начнёт чувствовать отличия, в зависимости от комплектации, снаряжение ведёт себя различным образом на воде. Если на мелководье длинный плавник быстро обломится, то на глубокой воде он даст отличную курсовую устойчивость или манёвренность, в зависимости от расположения.

Кстате у нас в пункте аренды сапов используются в основном гибгие плавники, так как они более надежные.


Без плавников доска начинает двигаться хаотично, её будет носить течением, ветром, а без курсовой устойчивости сложно удерживать выбранную траекторию


Конструктивно, рассматриваемые элементы относятся к трём типам:

  • Это полностью съёмные, которые вставляются в специальные пазы и фиксируются замками или просто имеют плотную посадку. Чаще всего их фиксируют винтами или барашками для бесключевого доступа;
  • Быстросъёмные, которые отличаются фиксаторами для использования без ключей и дополнительных инструментов;
  • Литые. Эти элементы комплектации жёстко устанавливаются на соответствующие посадочные места. Они основательно вклеиваются, отличаются высокой надёжностью и прочностью, но в случае поломки, для ремонта понадобится потратить больше времени. Этот вариант хорошо зарекомендовал себя в спорте, так как переход между днищем и корпусом пластины делается максимально плавным. Следовательно, это дает минимально возможное гидродинамическое сопротивление.

При выборе оснащения, нужно учитывать размеры. Существует несколько стандартов L, M, S и меньше. Можно ориентироваться на ростовку: чем большую нагрузку райдер оказывает на доску, тем больше должны быть плавники для её стабилизации и контроля. Потому, нужно учитывать вес тела и вещей, если предполагается их транспортировать. Кроме того, чем выше человек, тем больше смещается центр тяжести и, для поддержания баланса, необходимо использовать увеличенные фины.

Однако, с увеличением размеров, эти конструктивные элементы создают дополнительное гидродинамическое сопротивление. Потому, со стабилизаторами большой площади не получится быстро разогнаться. Из-за этого на спортивных моделях, на которых важна скорость, устанавливаются небольшие детали.

Существует простая формула для расчёта габаритов плавника. Если учитывать только длину сапборда, можно исходить из соотношения один дюйм длины оснастки к одному футу длины борода.

Рассмотрим конструктивные части стандартных компоновок:

  • База плавника. Так называют расстояние от передней до задней части, посадочное место определенной конфигурации. С увеличением значений габаритов, повышается управляемость и скорость при исполнении некоторых движений. Недостаток в том, что маневрировать с такой комплектацией будет сложно;
  • Площадь боковой поверхности представляет собой сочетание лицевой кромки и глубины. Чем большую нагрузку создаёт райдер, тем больше должно быть данное значение для эффективного управления;
  • Изгиб — это участок, в котором плавник имеет дугу. Чем больше этот радиус, тем медленнее будут совершаемые манёвры на борде. Чем уже и вертикальнее будет используемый стабилизатор, тем агрессивнее можно маневрировать;
  • Кант представляет собой угол между плавником и дном доски. Если кант равен нулю, значит стабилизирующий элемент расположен перпендикулярно к плоскости днища. Чем ближе комплектация к этому параметру, тем быстрее будет разгон по прямому курсу. Однако, контроль при маневрировании будет ослаблен;
  • Фойл обозначает профиль, степень обтекаемости, наличие острия, которым разрезается поток воды. Для центрального и боковых компонентов это значение различается. По аналогии с заточкой ножа, центр имеет обоюдоострый спуск, а боковые имеют плоскую сторону, направленную внутрь борда. Это необходимо для повышения эффективности за счет гидродинамического профиля.


Сетапы и типы креплений

Более мягкие и дешёвые элементы выпускают из пластика. Для повышения жёсткости можно использовать стекловолоконные детали, но они отличаются увеличенной массой. Оптимальным вариантом будут карбоновые, они лёгкие и прочные, их единственный недостаток заключается в стоимости.


Стоит отметить, что всё профессиональное оснащение изготавливается из дорогостоящих легких материалов, а также имеет повышенную жёсткость


Некоторые райдеры самостоятельно экспериментируют с изготовлением плавников. Например, можно моделировать собственные компоненты. Чтобы потом создавать их из стекловолокна. Такой подход позволит делать сравнительно дешевое, но функциональное и легкое оснащение.

Производители используют несколько основных типов креплений:

  • US box является единственной адаптивной системой в своём роде. В данном случае, в днище встраиваются пластиковые направляющие, длина которых больше базы плавника. Это позволяет регулировать положение на доске;
  • FCS, FCS 2, Futurefins представляют собой узкоспециализированные конфигурации для использования в сапсерфинге.

Также выделим несколько базовых конфигураций:

  • Singlefin — это один элемент, устанавливаемый в хвостовой части. Такой набор подойдёт для размеренной гребли по гладкой воде. Для крупных водоёмов и активной езды, понадобится большее количество элементов;
  • Singlefin + 2 thrusterfins. В этом случае используется сразу три детали. Сетап хорош для небольших и средних волн. Такой комплект можно назвать максимально универсальным;
  • Singlefin + 4. При подобной компоновке работает сразу пять стабилизаторов, которые понадобятся для бурной воды. Если убрать центр, то борд отзовётся существенным увеличением скорости.

Если используете адаптивную систему, то нужно учитывать, как положение на закладной будет влиять на поведение борда. Установка в задней части, даст курсовую устойчивость, это приносит максимальную стабильность, но маневренность страдает. Если сместить ближе к центру плавсредства, то увеличится манёвренность и ускорение в поворотах. Промежуточное положение между крайними точками, даёт оптимальное сочетание характеристик.

В зависимости от назначения, профи рекомендуют использовать несколько базовых конфигураций. Это позволит получить точку отсчёта, для того, чтобы не потерять производительность, впервые опробовав борд. Например, средний центральный и два боковых меньшего размера, отлично подойдут для прогулок. На мелководье лучше снимать центральный компонент набора.

Для туринговых сборок используют только один центральный фин. Обычно это элемент большой площади, которая обеспечивает надёжное сохранение курса, в течение длительного времени. Недостаток формы в том, что доска теряет львиную долю манёвренности.

Гоночная комплектация имеет много общего с туринговой, но профиль тоньше, а высота сокращена. Такая геометрия требует высоких навыков владения снаряжением, при этом, фин даёт хорошую курсовую устойчивость.


В данном случае оснастка обладает минимальным весом, а также применяют максимально тонкие пластины, чтобы минимизировать гидродинамическое сопротивление


Современные производители выпускают не только узкоспециализированные схемы крепления, всё чаще на рынки выходят универсальные варианты. Это существенно упрощает подбор и установку стабилизаторов. Можно использовать разные модели и сборки, сразу от нескольких мировых брендов.


Итог

Без проверки на практике, сложно объяснить влияние плавников, мы можем озвучить только субъективные критерии. Чтобы получить точку отсчёта, придётся испытать несколько вариантов и сборок.

Но, приобретая новый сет, учитывайте изменения, в соответствии с уже используем комплектом:

  • С увеличением площади улучшается курсовая устойчивость, но для поворотов потребуется прилагать больше усилий;
  • При снижении этого показателя, наблюдается обратный эффект;
  • Чем больше, выше и толще плавник, тем сильнее сопротивление встречного потока воды;
  • Чем больше плавник, тем медленнее доска и наоборот;
  • При выборе, в первую очередь учитывайте форму, а масса и материал должны отойти на второй план.