Руль велосипеда – сложнее, чем кажется

размещено в: Без рубрики | 0

На первый взгляд, руль велосипеда – это просто металлическая трубка, которая может быть прямой или с небольшим изгибом, либо иметь сложную геометрию.

Содержание:

Выбор
Горные рули
Руль с большим числом хватов
Бабочки
Усы
Коровьи рога

На деле это функциональный элемент, выполняющий сразу несколько задач:

  • Удержание и рулежка. Уже на этом этапе есть несколько важных критериев, как эргономика, количество положений для разнообразного хвата;
  • Основное место для установки навески, которая управляется в движении. Это обязательные компоненты, как переключатели и тормозные ручки. Кроме того, здесь часто фиксируют бортовые компьютеры, звонки, фонарики и т.п;
  • Здесь же могут фиксироваться грузовые корзинки, багажники, даже некоторые модели детских кресел. То есть руль выполняет транспортировочную роль.

По сути, руль представляет собой трубу, которая устанавливается на шток вилки при помощи выноса. В зависимости от выбранных вариантов оснастки, диаметр трубки может быть переменным, посадочное место обычно увеличено, чтобы вынос мог ее надежно обхватить. Остальные участки тоньше.

Для велосипеда рассматриваемая деталь играет важную роль, как база для установки органов управления. Они могут существенно различаться, в том числе конструктивно и по назначению. Например, для шоссейных рулей используют один тип ручек тормозов, они не подойдут для горных моделей.


Материалы изготовления влияют на прочностные характеристики и массу элемента


Самые тяжелые делают из стали, это бюджетный вариант, но у него есть одно преимущество. Если кататься агрессивно, с прыжками, когда руль испытывает большие нагрузки, сталь может деформироваться, но полностью сломать деталь при этом не получится. Алюминий гораздо легче, но в нем могут скапливаться усталостные напряжения. Кстате у нас, в прокате велосипедов используется именно этот вариант рулей.

Когда они достигают пика, труба просто ломается и это не всегда можно выявить.

Распространены карбоновые модели, которые отличает сниженная масса, однако, прочность материала часто преувеличивают, так как он довольно легко ломается при точечном ударе. Отремонтировать такую дорогостоящую деталь сложно, потому потребуется полная замена.


Выбор

При подборе руля велосипеда следует учесть несколько параметров:

  • Количество «хватов» или положений рук. Поза на велосипеде имеет некоторые особенности и на дальних дистанциях ощутимо напряжение кистей, рук, поясницы и спины. Если руль обеспечивает 2-3 и более положений, то с ним будет комфортно совершать променады на сотни километров. Если вы собираетесь разгоняться или в лицо бьет сильный встречный ветер, то полезно принять практически горизонтальное положение корпуса, чтобы снизить сопротивление. Такая поза возможна только с шоссейными рулями разных конфигураций. Классическая вертикальная посадка хороша для небольших дистанций, ее позволит принять и обычный прямой руль с несколькими хватами;
  • Типовые размеры посадочных мест и креплений. Если вы уже выбрали навеску, которая будет устанавливаться на руле, то нужно подбирать трубу соответствующего диаметра. Это избавит от необходимости замены или подбора переходников для оснащения;
  • Размер. Габариты должны быть комфортны для велосипедиста, если есть возможность, стоит примерить руль по месту. Сейчас большая часть моделей имеют большую ширину, которая неудобна райдерам старой школы. Однако, эта проблема решается не только подбором в магазинах, но и отпиливанием «лишнего». Грубовато, но эффективно!

Для новичков руль может быть прямым или шоссейным, на деле их десятки вариаций. Прямые – это горные, которые дают отличный контроль и рычаг для управления в сложных условиях. Основное преимущество такого типа в том, что он легко «подкидывается», если необходимо поднять переднее колесо при маневре или прыжке. Это обеспечивается эргономичным хватом и положением рук.

Дорожные рули часто называют вертикальными или Cafebar. Отличается большим подъемом ручек относительно посадочного места на выносе. Это позволяет компенсировать недостаток эргономики, например, на детских или трюковых моделях байков. Часто его усиливают дополнительной перемычкой выше посадочного места.


То, что любители называют шоссейным рулем, на самом деле называют Drophandlebar, Dropbar или изгибом Маеса. Преимущество конструкции в том, что райдер может легко принять горизонтальное положение и хорошенько разогнаться


Реже встречаются походные рули или бабочки (Butterfly). Они имеют сложную геометрию, сразу с несколькими изгибами в разных плоскостях, что дает наибольшее число хватов из возможных. Комфортны для дальних путешествий, в том числе тем, что дают большой простор для размещения навесного оборудования и багажных емкостей.

При этом, существует еще несколько малораспространенных типов:

  • Усы или Moustache;
  • Коровьи рога или Cowhorn;
  • H-type;
  • Туристические модели. Фактически, могут быть любой геометрии, в том числе уникальной формы на заказ.


Горные рули

Это один из двух вариантов:

  • Прямые или флэты. В этом случае «рога» являются продолжением посадочного места и находятся в одной плоскости. В этой компоновке есть всего 1 вариант постановки рук, но можно провести модернизацию, установив дополнительные съемные элементы. Они могут быть разной формы и размеров, кроме того, следует учитывать диаметр посадочных мест, чтобы все совмещалось;
  • Рейзер, которые имеют небольшой подъем рогов относительно посадочного места. Такой прогиб может помочь получить более эргономичную позу посадки. Ограничения по числу хватов те же, способы получения новых также аналогичны.

Что касается диаметров трубок, то наиболее распространенным для посадочного места на выносе является 25,4 мм. Сечение рукояток составляет около 22,2 мм, что соответствует большинству креплений для всевозможной оснастки.

Дальнейшим развитием идеи горных рулей можно назвать, уже описанный выше, вертикальный или Cafebar. Эта конструкция появилась раньше остальных, если верить истории велосипедостроения. Сейчас встречается на классике, винтажных байках, детских и трюковых моделях. Это универсальный вариант, который подойдет для города и легкого грунта.


Диаметры такие же, как у предыдущих двух вариаций, причем, они были такими со времен СССР-овской классики



Руль с большим числом хватов

В первую очередь к таким относят бараньи рога, у которых целых 4 положения. Это обеспечивает комфортную посадку в режиме размеренного педалирования, а также горизонтальную позицию для скоростного ритма. Вместо грипс здесь часто используют специальные обмотки, которые позволяют создать удобную для удержания текстуру на необходимой области руля.

Выделяют два основных типа «баранов»:

  • Глубокие, бельгийские или rave. В данном случае имеются дропы длиннее 150 мм;
  • Мелкие, итальянские или shallow. Дропы («ручки», часть, за которую держится райдер) не превышают 138 мм длины.

Эта категория демонстрирует разнообразие хватов и форм, которые позволяют подобрать оптимальный вариант под себя. Диаметр под вынос составляет 26 или 31,8 мм, на концах значение уменьшается до классических 23,8. Таким образом стандарты горных байков здесь не работают.


Бабочки

Треккинговые варианты широко распространены в Европе и практически не встречаются на просторах РФ. Могут устанавливаться как «к водителю», так и от него. Прекрасно разгружают райдера при длительных заездах и размеренном катании.


В качестве накладок применяют полиуретановые или поролоновые обмотки, накладки по принципу бараньих рогов


Вынос для такого оснащения должен иметь посадочное место под диаметр 25,4 мм, а участки для навесного чуть тоньше – 22,2.


Усы

Это своего рода бабочки, но без дополнительных дуг на концах, что уменьшает число хватов. Их преимущество в меньшей массе при том, что на «дальняки» они достаточно удобны и хорошо разгружают руки. Применяются для шоссеров, что подчеркнуто использованием переключателей-наконечников.

Стандарты посадочных мест «усов»:

  • Вынос под 25,4 или 26 мм;
  • Места для установки оснастки 23,8 мм.

Для удержания можно использовать, как обмотки, так и грипсы.


Коровьи рога

По геометрии они действительно напоминают рога копытных, направленные вперед дропами с чуть задранными наконечниками, либо загнутыми внутрь. Один из универсальных типов, которые подходят как для шоссейников, так и туризма. Имеется 3 положения для удержания и рулежки. Обеспечивают комфортное горизонтальное положение тела и сразу несколько вертикальных.


В отличие от баранов, хороши на грунте и бездорожье. При оснащении лежаками дают дополнительное аэродинамичное положение, но оно будет неэффективным в горном режиме. Их основной недостаток в долгом перехвате из лежачего положения к тормозным рычагам


Размерности:

  • Посадочное место под вынос 25,4 или 26 мм;
  • Посадочные места для оснастки 23,8.

Существует еще множество типов, которые так или иначе совмещают в себе преимущества описанных моделей и типов. Основной сложностью при выборе является поиск оптимального сочетания хватов и функциональности. Однако, не любой руль можно поставить, сохранив старую навеску. Например, Н-тип требует установки специальных тормозных ручек, которые вставляются в отверстие трубки и распираются по принципу эксцентрика. В любом случае, только практика позволит подобрать лучший вариант для своих задач.