Виды и стили катания на беговых лыжах

размещено в: Без рубрики | 0

В отличие от горных лыж, беговые предназначаются не для спусков по склонам различных типов, а движения по горизонтальной поверхности за счет мускульной силы . Существует несколько основных техник катания, от которых зависит вид снаряжения, кроме того, на выбор могут повлиять условия на трассе. Рассмотрим варианты, классификацию и способ подобрать наилучшие для бега.

Содержание:

  1. Коньковый ход
  2. Классический ход
  3. Комбинированные
  4. Бэккантри
  5. Для начинающих
  6. Средний уровень
  7. Экспертные
  8. Спорт
  9. Эпюра
  10. Жесткость
  11. Структура

Классификация проходит в зависимости от их характеристик и предпочтительных условий использования


Существует несколько категорий:

  • модели для классического хода;
  • для конькового хода;
  • комбинированные;
  • туристические или бэккантри.

Кроме вариантов использования и техник, учитывается уровень владения снаряжением и техникой. В данном ключе выделяют группы для начинающих, среднего уровня или для продолжающих, экспертные и спортивные категории.


Коньковый ход

Коньковый ход, исходя из названия, идентичен движениям, совершаемых конькобежцем. При этом толчок совершается одной ногой, внутренней стороной, вес тела переносится на скользящую.


Стиль катания отлично подходит для укатанных трасс, подразумевает активную работу корпуса тела, рук, отталкивание палками происходит с согласованной работой ног


Лыжи для конькового хода:

  • сравнительно короткие – не более 192 см;
  • стабильность в продольном направлении и на скручивание высокая;
  • имеют притупленный мысок.

Важно учесть, что при толчке не должно происходить плотного соприкосновения скользящей поверхности со склоном. Если не будет сохраняться зазор в 20-30 мм, то это значительно снизит эффективность толчка.


Классический ход

При таком стиле катания обе ноги расположены параллельно, используется специально подготовленная трасса.

Характеристики для классического хода:

  • длиннее коньковых – до 207 см;
  • обладают повышенной мягкостью;
  • носок острее.

Нужно добиться оптимальной мягкости для своего веса, так как при толчке средняя часть должна полностью прилегать к склону. Это позволит задействовать колодку с держащей мазью под креплениями, этот участок препятствует проскальзыванию назад. В то же время, во время скольжения нужно исключить касание колодки со снегом, так как колодка с мазью и насечки будут препятствовать оптимальному скольжению.


Комбинированные

Комбинированные отличаются от обоих описанных классов:

  • длина не более 200 см;
  • жесткость ближе к классике.

Длиннее указанного делать лыжи не имеет смысла, так как беговое снаряжение при движении коньковым ходом будет цепляться друг за друга задними частями. Конструктивно модели больше похожи на классику, так как она не мешает двигаться коньковым ходом (хоть и менее комфортна из-за риска зацепить пятки).


Если бы параметры были ближе к коньковым, то это бы мешало отталкиваться


Дело в том, что высокая жесткость колодок коньковых не позволяет получить фазу отталкивания в принципе, из-за высокой жесткости продавить лыжу не получится при нормальном весе и подборе снаряжения.


Бэккантри

Этот класс рассчитан на туристов, покорение целины, катания вдали от подготовленных трасс и лыжней.

Характеристики:

  • высокая жесткость конструкции, которую могут дать такие компоновки, как сэндвич или наборный клин из дерева;
  • высокая ширина – от 59 мм.

За счет большой площади скользящей поверхности существенно упрощается катание по целине. Для укрепления часто используется металлический кант.

Такие модели входят в топовые линейки брендов и часто на них отрабатываются передовые решения и технологии, проводится множество тестов. Все это необходимо для того, чтобы удостовериться в безопасности, эффективности и надежности снаряжения.


Это дорогое оснащение зачастую используется в экспедициях, где от их качества может зависеть жизнь



Для начинающих

Снаряжение для начинающих райдеров рекомендовано тем, кто вообще впервые встал на лыжню. Они хороши для прогулок, походов, тренировок на трассе и целине. Массовость и простота делает эти модели доступными, а универсальность – популярными. 

Чаще всего они предназначены для классического хода, но некоторые позволят передвигаться обеими техниками.

Характеристики:

  • талия сравнительно широкая – 47-59 мм;
  • вес достаточно большой – 1,4-1,7 кг;
  • использование простых и недорогих пластиков, что снижает стоимость, но ограничивает скорость передвижения.

Часто на таких моделях используется специальная насечка на колодке, которая обозначается «no wax». Такое рифление называют чешуей и оно позволяет не пользоваться мазями держания для классического хода. Мы, в прокате беговых лыж, используем именно такой вид скользящий поверхности, так как он подходит для новичков и для любителей.


В сравнении со снаряжением для опытных райдеров, такие модели более гибкие


В совокупности характеристики позволяют прикладывать минимум усилий для передвижения. С учетом рифления, на обслуживание (парафинирование) так же затрачивается минимум усилий.

Топовые производители даже для данного сегмента применяют достаточно сложные технологии:

  • создание воздушных каналов;
  • качественные пластики;
  • сложные пенные наполнители для снижения массы.


Средний уровень

Если вы активно откатались пару сезонов, то можно переходить к более качественному и дорогому снаряжению. Это даст лучшую динамику, комфорт и отдачу на лыжне, но необходимо обладать отработанной техникой.

Лыжи среднего уровня рассматриваются, как оснащение для фитнеса и спорта.

Характеристики:

  • геометрия более спортивная;
  • талия 44-48 мм;
  • вес снижен – 1,3-1,4 кг;
  • жесткость выше, чем у моделей для новичков.

Технология безвосковых колодок используется существенно реже, пластики и сердечники более качественные. В совокупности это позволяет получить лучшую отдачу, динамичную работу и длительное скольжение в фазе толчка.


В рамках этого класса можно найти модели для всех типов хода, в том числе комбинированного



Экспертные

Еще через несколько сезонов после покупки пары для продолжающих можно рассчитывать на накопление достаточного опыта, чтобы купить экспертную пару. Снаряжение можно расценивать, как более дешевый вариант для тренировок, потому их можно увидеть и на подготовленных спортсменах. Часто они применяются продвинутыми любителями, которые освоились и хорошо себя чувствуют в различных условиях катания.

Характеристики:

  • легкость – 1,1-1,3 кг;
  • высокая жесткость;
  • не встречается технология безмазевого держания;
  • нет комбинированных моделей.

Последний аспект связан с тем, что комбинированные модели – это всегда компромисс, который не позволит развить большой скорости ни одной из техник.

Обычно выпускаются в двух типах жесткости, что позволит райдерам подобрать оптимальное соотношение характеристик для своего уровня подготовки. Индивидуально стоит рассматривать длину и жесткость.


Спорт

Спортивные амбиции могут раскрыть только максимально жесткие лыжи, на них можно смело участвовать в соревнованиях, если позволяет уровень подготовки и владения техникой.


Спортивные модели максимально легкие – 0,95-1,1 кг


Каждую модель можно найти в 2-3 вариантах распределения веса райдера по длине, скользяк может быть нескольких типов, например, для теплой/холодной погоды. Скользящая поверхность так же может иметь различную структуру, рассчитанную на разные типы снега и температурные режимы.

Технически беговые лыжи считаются одним из самых сложных видов спорта, потому при выборе нужно комплексно подойти к задаче. Цель – найти лучшее скольжение для своих условий.

Распределение свойств лыж:

  • основная доля скользящих характеристик определяет эпюра (распределение нагрузки от райдера по длине), прогиб, жесткость – до 60%;
  • материал, состояние и структура скользяка – до 20%;
  • от смазки зависит оставшаяся доля – 20%.


Эпюра

Эпюрой называют принцип распределения веса лыжника по длине лыжи, он различается двумя основными классами:

  • по температурным условиям;
  • по технике катания.

В первой категории выделяют холодную, теплую и комбинированную лыжу. По технике, к двум основным методикам добавляют комбинированную.

При классическом прогибе во время скольжения нет давления под колодкой, при толчке под колодкой давление максимальное.

Коньковый прогиб отличается наличием двух мощных точек зацепления по краям от колодки, при том, что середина практически не загружается. Во время скольжения давление в середине так же отсутствует.

Для прогулочного хода эпюра очень схожа с классикой, если под колодкой не будет давления во время толчка, то это приведет к проскальзыванию.

Эпюру по температуре можно сразу распознать по отметке в указании модели лыж:

  • COLD;
  • WARM.

Разница между ними в том, на сколько острый пик будет на графике эпюры, а так же в задействованной для скольжения длине участка


«Холодные» лыжи отличает удлиненная эпюра, пики давления на передней и задней части снижены. Так вес райдера распределяется более равномерно, в холод снижается сила сухого трения, которое имеет большее сопротивление, но преобладает в мороз. Параллельно повышается сила водного трения, которое оказывает меньшее сопротивление. Такая эпюра будет эффективнее на мягкой лыжне.

Теплая эпюра имеет увеличенные пики давления в длину, но уменьшенные по максимальным значениям. На теплой лыжне они снижают трение капиллярного притяжения, так как не создают эффекта присасывания и сокращают площадь контакта скользящей поверхности. Такая эпюра хороша для жесткой лыжни, так как канты эффективнее врезаются в снег и дают больший контроль.

Комбинированная эпюра подразумевает, что в передней части она больше похожа на теплую, а сзади – на холодную.


Жесткость

Жесткость можно охарактеризовать, как сопротивляемость нагрузке, которая стремится выпрямить лыжу. В спокойном состоянии под колодкой снаряжение не касается поверхности, сохраняется зазор в 1-2 см.

Для начинающих и продолжающих лыжников оснастка универсальна, обычно жесткость увеличивается с увеличением ростовки. Это позволяет компенсировать увеличение веса рослых райдеров.

Более дорогие экспертные и спортивные пары делят на группы:

  • Soft;
  • Medium;
  • Hard;
  • Extra Hard.

Благодаря распределению каждый лыжник может точно подобрать пару под свои параметры и потребности


Удостовериться, что жесткость подходит для классики, можно при помощи простого теста:

  • на твердой горизонтальной поверхности лыжи кладутся на скользящую поверхность;
  • носки обуви поставить на линию центра тяжести и свободно встать на лыжи;
  • под лыжей нужно провести листом бумаги или щупом толщиной 0,2 мм.

Если жесткость подходящая, то к носку лист переместится не более 25-40 см, к пятке – до конца ботинка. Если расстояния меньше, то нужна повышенная жесткость, если больше – сниженная.

При переносе веса на одну лыжу лист должен двигаться без зацепления вперед на 10-15 см и назад примерно до середины стопы. В случае переноса нагрузки на нос, необходимо, чтобы лист был плотно прижат.

Когда выбираете коньковый ход, нужно провести аналогичное тестирование. В этом случае с постановкой на обе ноги щуп должен свободно перемещаться на 40 см к носку и к пятке на 5-10 см. На одной ноге зазор уменьшится, к носку лист можно будет продвинуть не более 30 см. При отталкивании сохраняется промежуток без плотного прижима к полу в 30-40 см.


Структура

Структура призвана дать более мощный толчок, но для каждых условий необходимо подбирать свой рисунок.

Учитывают при этом несколько аспектов трассы:

  • стиль катания;
  • состояние поверхности;
  • влажность воздуха;
  • температура среды.

Скольжение улучшается за счет снижения площади контакта с поверхностью, разрывается водяная пленка, сокращая эффект подсасывания


Существует множество конфигураций рисунка, часто гоночные модели заказывают с особенным рисунком, который будет удовлетворять индивидуальные потребности райдера.

Если специализированный рисунок не выбран, то наносится один из двух вариантов:

  • World Cup Cold (WCC);
  • World Cup Warm (WCW).

Это универсальные структуры соответственно для холодной и теплой погоды. Они позволяют подготовиться к большей части условий трассы.

Виды и стили катания на сноуборде

размещено в: Без рубрики | 0

Сноуборд – это серьезный спорт, но разнообразный, потому каждый может найти свой стиль. Различаются они по сложности, снаряжению, местам для катания.

Содержание:

  1. Универсальные
  2. Фристайл
  3. Фрирайд
  4. Сплитборды
  5. Карвинговые доски
  6. Форма
  7. Твин-тип
  8. Гибриды
  9. Геометрия
  10. Боковой вырез
  11. Прогиб
  12. Жесткость
  13. Сердечник/скользяк
  14. Канты

Стоит отметить, что сноубординг требует сразу трех составляющих:

  • доска;
  • ботинки;
  • крепления.

По назначению выделяют 5 типов досок, но есть подвиды:

  • универсалы;
  • сплитборды;
  • фристайл;
  • фрирайд;
  • карвинговые или спортивные.

Разница между ними различных нагрузках и требованиях по поведению на склоне. Скоростной борд никогда не сможет эффективно работать в рыхлом снегу и наоборот.


Универсальные

Универсал – это класс, подразумевающий различные условия катания. Они подойдут для отратраченных склонов и целины. В любом случае удастся получить лишь общее представление от стилей, так как высокую скорость на борде не развить, на целине не будет максимального контроля. На нем же можно посетить парк и попробовать несколько простых трюков. Мы при прокате сноубордов, выдаем именно такие доски, так как они являются самыми популярными.


Рекомендовать данный класс можно всем новичкам


Модели позволят получить представление об основных техниках управления, стойке, динамике на склоне. После нескольких сезонов можно задуматься об еще одном борде, уже с более узкой специализацией.


Фристайл

Это парки и трюки, используется несколько типов препятствий:

  • блоки;
  • трубы, хаф-пайпы;
  • рейлы или перила;
  • трамплины.

В зависимости от излюбленных фигур и трюков, можно подбирать доску. Например, по рейлам на борде скользят средней частью, удерживая равновесие. Некоторые производители впускают модели с усиленной частью посередине.


Фристайлерское снаряжение короче и мягче универсального


Форма симметричная или твин-тип, что позволяет одинаково быстро двигаться в прямой и обратной стойке, спиной. При другой конструкции приземления после вращений давались бы значительно сложнее.


Фрирайд

Фрирайд подразумевает катание вне подготовленных склонов, на дикой местности, вплоть до высадки на удаленные вершины с очень опасным и непредсказуемым рельефом.


Чтобы борд всплывал в глубоком рыхлом снегу, он длиннее и шире, что увеличивает площадь скользяка


Форма обычно направленная, причем, хвост может быть необычной конфигурации, раздвоенным, например. Нос шире хвоста.


Сплитборды

Это новое слово в концепции сноуборда, которая стала результатом поиска максимально легкого и функционального снаряжения. В результате появился механизм, который собирает доску из двух половинок, по отдельности их можно использовать, как лыжи.

 


Используют сплитборды для туринга, когда нужно совершать длительные переходы на лыжах, а потом спускаться по склону


Просто лыжи, приспособленные для длительных переходов, скользят плохо. Сноуборд позволяет получить хорошую скорость и динамику.


Карвинговые доски

Максимально скоростное снаряжение, обычно топовые коллекции производителей. Отличаются высокой жесткостью, большой длиной и направленной геометрией. Подходят исключительно для подготовленных трасс. Для соответствия характеристик нужны специальные крепления и жесткие ботинки.


Форма

Существует три типа геометрии досок:

  • симметричные — twin-tip;
  • направленные — directional;
  • гибридные — directional-twin.

Направленные позволяют ехать вперед только одной стороной, при этом ширина/жесткость носка и хвоста, отличается


Носок длиннее, закладные смещены к хвосту, прогиб носка и хвоста отличается.

Такие борды используются во фрирайде и карвинге. В первом случае часто формируется «ласточкин хвост», который обеспечивает интенсивное всплывание в рыхлом снегу. Снаряжение для скоростных спусков часто вообще похож на лыжу увеличенной ширины.


Твин-тип

Симметричные доски имеют следующие особенности:

  • полная симметрия сторон, благодаря которой можно двигаться вперед любой частью;
  • закладные расположены по центру борда;
  • концы борда имеют одинаковую жесткость;
  • полностью симметричный прогиб.

Этот тип обычно выбирают для фристайла, например, совершать приземления после прыжков и вращений на такие доски безопаснее. Ряд трюков требует езды спиной и резких разворотов. Так же полезен данный тип будет для райдеров, которые хотят научиться одинаково хорошо ездить обеих стойках.


Гибриды

Этот класс наиболее разнообразен, так как представляет собой комбинации в различных соотношениях двух предыдущих вариантов.

Чаще всего встречается 2:

  • со смещением закладных;
  • с различным прогибом по длине.

В первом случае доска имеет равную ширину носа и хвоста, но закладные сдвинуты к задней части. Прогиб симметричен, жесткость так же одинаковая.


Направленность моделей позволяет развивать большую скорость, потому они подойдут для карвинга


При смещенном прогибе борд имеет нос и хвост равной ширины, но меняется их жесткость. Закладные размещены симметрично относительно центра, а прогиб асимметричный. Чаще всего универсальные модели имеют именно такую форму.


Геометрия

Для учета геометрии важно сопоставить длину и ширину. Считается, что оснащение подбирается в зависимости от ростовки, но это не совсем так: в первую очередь нужно учитывать вес спортсмена. Для того, чтобы сопоставить ростовку со своими параметрами, желательно руководствоваться таблицей, которую производитель выпускает для каждой модели или коллекции. В них всегда имеется соотношение рост-вес, полученное после проведения тестов.

Если нет возможности воспользоваться таблицей, например, вы находитесь в прокате, то более традиционные соотношения роста тоже можно использовать:

  • универсал ниже подбородка или от роста райдера нужно вычесть 20-25 см;
  • для фристайла борд по ключицу или короче роста на 25-30 см;
  • фрирайдерские модели выше подбородка или от роста вычесть 10-15 см.

Если доска будет короче роста спортсмена, то новичкам будет сложнее, но удастся быстрее освоить перекантовку. Продолжающим это прибавит комфорта на склоне.

Учитывая вес, нужно внести небольшие корректировки в длину:

  • длиннее на 3-5 см, если вес превышает среднее значение для вашего роста;
  • короче на 3-5 см, если вес ниже.

Ширина выбирается с учетом размеров обуви и выбранной стойки:

  • обычный размер — standard;
  • при увеличенной ширине модель называют wide.

Чтобы подобрать оптимальную ширину, нужно сравнить ширину модели и размер своей обуви. В идеале, чтобы носки/пятки ботов выпирали не более, чем на 1,5-2 см с каждого борта. Это для начинающих райдеров. Если владение снаряжением приближается к уровню опытного сноубордиста, то оценивать нужно угол закантовки.


Основная задача, чтобы при максимальном угле наклона обувь не цепляла склон


В среднем, обычная ширина подойдет для ботов не более 43-44 размера, если они больше, то понадобится широкая доска. Именно для идеального соотношения ботинок/борда желательно выбор снаряжения начинать с обуви, а уже под нее приобретать доску. Этот совет не работает, если обе ноги направлены в одну сторону в выбранной стойке, нужно смотреть только на вылет носка/пятки.

Чем уже выбранная модель, тем проще на ней перекантовываться. Именно поэтому скоростные слаломные борды похожи на лыжи.


Боковой вырез

Вырезом считается дуга, которая образуется между точкой минимальной ширины доски и точек с максимальной шириной по краям. С ростом радиуса снижается маневренность оснастки.

Однако, в полной мере поведение выреза проявляется при карвинговых поворотах. То есть, он проявится, когда при маневрировании не происходит выталкивания доски задней ногой, а доска закантовывается по всей длине дуги. Чтобы так кататься, нужно набрать значительный опыт и иметь хорошую технику. Это сопряжено с затратой большего количества сил, но позволяет развить большую скорость.


При выбрасывании доски в повороте, когда из под хвоста начинает лететь снег, не происходит езды по радиусу в полном понимании


Благодаря такой тенденции начинающим сноубордистам можно упростить выбор выреза для понравившейся модели. Тем более, если выбирать универсалы, то вырезы в пределах одной группы различаются слабо.


Прогиб

Есть 4 варианта прогибов:

  • кэмбер. Классика, с такой формой центральная часть доски приподнята, точек контакта с поверхностью склона две. В этом случае происходит максимальное зацепление, на скорости управляемость улучшается. Еще одно преимущество такого прогиба в «щелчке», то есть, при отрыве от склона в прыжке, борд способствует интенсивному отпружиниванию;
  • рокер. Этот прогиб еще называют бананом, так как сноуборд равномерно скруглен по отношению к земле. В этом случае снаряжение демонстрирует лучшую маневренность, развороты даются легче, но падает сцепление со склоном. На скорости такая конструкция не дает хорошей отзывчивости, потому рокер уместен при парковом катании и для начинающих;
  • флэт. Это плоские доски, у них нет прогиба на участке креплений. В сравнении с предыдущими вариантами они демонстрируют лучшее сцепление, чем рокер, но маневреннее кэмберов. Часто это борды для начинающих спортсменов;
  • комбинации. Комбинированные прогибы сочетают различные соотношения предыдущих прогибов, обычно подбираются под конкретные задачи, потому ориентированы на опытных райдеров, которые подбирают снаряжение для своих условий.


Жесткость

По жесткости разделение классическое:

  • мягкие или Soft;
  • средние — Medium;
  • жесткие — Hard.

Данная классификация достаточно условна, обычно она укладывается в шкалу производителя от 1 до 10 единиц. Если между участками борда имеется большая разница по жесткости, к модели может прилагаться карта, указывающая степень жесткости каждого участка скользяка.


Выбирать этот параметр нужно строго под вес райдера и преобладающий стиль езды, часто он указывается производителем


Более жесткие варианты нужны, если требуется стабильность на скорости и зацепление со склоном, а так же в случае большого веса человека. Большая мягкость поможет при парковом катании, а так же легким спортсменам.


Сердечник/скользяк

Сердечником называют центральную вставку в борде, обычно она выполняется из дерева, может включать несколько пород. При склеивании центральной части учитывают расположение волокон используемых брусков. Чтобы придать каждой части борда свои параметры жесткости. Каждый производитель прилагает к своей продукции изображение среза модели, которое позволяет оценить конструкцию и понять принцип работы сердечника. Начинающим райдерам можно об этом особо не беспокоиться.

Скользяк бывает двух типов:

  • спеченный или Sintered. В основе гранулированный полиэтилен, спекаемый под большим давлением. Полученная структура оказывается пористой, что позволяет лучше удерживать парафин. В производстве этот тип дороже и сложнее, что накладывает соответствующий отпечаток. Некоторые дорогие модели шлифуются так, чтобы придать скользяку определенную структуру и изменить поведение на склоне;
  • экструдированный или Extruded. Этот тип проще в производстве и обслуживании, а так же при ремонте. Он хуже держит парафин, но в целом лучше едет и без него, чем спеченные варианты.

Для улучшения скольжения производители спортивного снаряжения добавляют в скользяк графит, но и он не позволяет кататься на склонах без обработки парафином. В целом различные мази необходимы для любой поверхности вне зависимости от конструкции и состава.


Если составами систематически не пользоваться, то сначала борд станет хуже катиться, а потом и вовсе может начать стираться, появится множество заусенцев и доска придет в негодность



Канты

Кантом называют полосу металла, интегрированную вдоль скользящей поверхности по кромке. При маневрировании этот участок цепляется за склон.

Есть несколько типов канта:

  • обычный. В этом случае есть всего две точки контакта со склоном – на местах максимальной ширины борда;
  • волнистый. Более агрессивный на обледеневшем склоне, дает лучшее зацепление.

Чтобы добиться стабильно высоких характеристик при зацеплении, нужно регулярно обслуживать и подтачивать канты.