Виды и стили катания на сноуборде

размещено в: Без рубрики | 0

Сноуборд – это серьезный спорт, но разнообразный, потому каждый может найти свой стиль. Различаются они по сложности, снаряжению, местам для катания.

Содержание:

  1. Универсальные
  2. Фристайл
  3. Фрирайд
  4. Сплитборды
  5. Карвинговые доски
  6. Форма
  7. Твин-тип
  8. Гибриды
  9. Геометрия
  10. Боковой вырез
  11. Прогиб
  12. Жесткость
  13. Сердечник/скользяк
  14. Канты

Стоит отметить, что сноубординг требует сразу трех составляющих:

  • доска;
  • ботинки;
  • крепления.

По назначению выделяют 5 типов досок, но есть подвиды:

  • универсалы;
  • сплитборды;
  • фристайл;
  • фрирайд;
  • карвинговые или спортивные.

Разница между ними различных нагрузках и требованиях по поведению на склоне. Скоростной борд никогда не сможет эффективно работать в рыхлом снегу и наоборот.


Универсальные

Универсал – это класс, подразумевающий различные условия катания. Они подойдут для отратраченных склонов и целины. В любом случае удастся получить лишь общее представление от стилей, так как высокую скорость на борде не развить, на целине не будет максимального контроля. На нем же можно посетить парк и попробовать несколько простых трюков. Мы при прокате сноубордов, выдаем именно такие доски, так как они являются самыми популярными.


Рекомендовать данный класс можно всем новичкам


Модели позволят получить представление об основных техниках управления, стойке, динамике на склоне. После нескольких сезонов можно задуматься об еще одном борде, уже с более узкой специализацией.


Фристайл

Это парки и трюки, используется несколько типов препятствий:

  • блоки;
  • трубы, хаф-пайпы;
  • рейлы или перила;
  • трамплины.

В зависимости от излюбленных фигур и трюков, можно подбирать доску. Например, по рейлам на борде скользят средней частью, удерживая равновесие. Некоторые производители впускают модели с усиленной частью посередине.


Фристайлерское снаряжение короче и мягче универсального


Форма симметричная или твин-тип, что позволяет одинаково быстро двигаться в прямой и обратной стойке, спиной. При другой конструкции приземления после вращений давались бы значительно сложнее.


Фрирайд

Фрирайд подразумевает катание вне подготовленных склонов, на дикой местности, вплоть до высадки на удаленные вершины с очень опасным и непредсказуемым рельефом.


Чтобы борд всплывал в глубоком рыхлом снегу, он длиннее и шире, что увеличивает площадь скользяка


Форма обычно направленная, причем, хвост может быть необычной конфигурации, раздвоенным, например. Нос шире хвоста.


Сплитборды

Это новое слово в концепции сноуборда, которая стала результатом поиска максимально легкого и функционального снаряжения. В результате появился механизм, который собирает доску из двух половинок, по отдельности их можно использовать, как лыжи.

 


Используют сплитборды для туринга, когда нужно совершать длительные переходы на лыжах, а потом спускаться по склону


Просто лыжи, приспособленные для длительных переходов, скользят плохо. Сноуборд позволяет получить хорошую скорость и динамику.


Карвинговые доски

Максимально скоростное снаряжение, обычно топовые коллекции производителей. Отличаются высокой жесткостью, большой длиной и направленной геометрией. Подходят исключительно для подготовленных трасс. Для соответствия характеристик нужны специальные крепления и жесткие ботинки.


Форма

Существует три типа геометрии досок:

  • симметричные — twin-tip;
  • направленные — directional;
  • гибридные — directional-twin.

Направленные позволяют ехать вперед только одной стороной, при этом ширина/жесткость носка и хвоста, отличается


Носок длиннее, закладные смещены к хвосту, прогиб носка и хвоста отличается.

Такие борды используются во фрирайде и карвинге. В первом случае часто формируется «ласточкин хвост», который обеспечивает интенсивное всплывание в рыхлом снегу. Снаряжение для скоростных спусков часто вообще похож на лыжу увеличенной ширины.


Твин-тип

Симметричные доски имеют следующие особенности:

  • полная симметрия сторон, благодаря которой можно двигаться вперед любой частью;
  • закладные расположены по центру борда;
  • концы борда имеют одинаковую жесткость;
  • полностью симметричный прогиб.

Этот тип обычно выбирают для фристайла, например, совершать приземления после прыжков и вращений на такие доски безопаснее. Ряд трюков требует езды спиной и резких разворотов. Так же полезен данный тип будет для райдеров, которые хотят научиться одинаково хорошо ездить обеих стойках.


Гибриды

Этот класс наиболее разнообразен, так как представляет собой комбинации в различных соотношениях двух предыдущих вариантов.

Чаще всего встречается 2:

  • со смещением закладных;
  • с различным прогибом по длине.

В первом случае доска имеет равную ширину носа и хвоста, но закладные сдвинуты к задней части. Прогиб симметричен, жесткость так же одинаковая.


Направленность моделей позволяет развивать большую скорость, потому они подойдут для карвинга


При смещенном прогибе борд имеет нос и хвост равной ширины, но меняется их жесткость. Закладные размещены симметрично относительно центра, а прогиб асимметричный. Чаще всего универсальные модели имеют именно такую форму.


Геометрия

Для учета геометрии важно сопоставить длину и ширину. Считается, что оснащение подбирается в зависимости от ростовки, но это не совсем так: в первую очередь нужно учитывать вес спортсмена. Для того, чтобы сопоставить ростовку со своими параметрами, желательно руководствоваться таблицей, которую производитель выпускает для каждой модели или коллекции. В них всегда имеется соотношение рост-вес, полученное после проведения тестов.

Если нет возможности воспользоваться таблицей, например, вы находитесь в прокате, то более традиционные соотношения роста тоже можно использовать:

  • универсал ниже подбородка или от роста райдера нужно вычесть 20-25 см;
  • для фристайла борд по ключицу или короче роста на 25-30 см;
  • фрирайдерские модели выше подбородка или от роста вычесть 10-15 см.

Если доска будет короче роста спортсмена, то новичкам будет сложнее, но удастся быстрее освоить перекантовку. Продолжающим это прибавит комфорта на склоне.

Учитывая вес, нужно внести небольшие корректировки в длину:

  • длиннее на 3-5 см, если вес превышает среднее значение для вашего роста;
  • короче на 3-5 см, если вес ниже.

Ширина выбирается с учетом размеров обуви и выбранной стойки:

  • обычный размер — standard;
  • при увеличенной ширине модель называют wide.

Чтобы подобрать оптимальную ширину, нужно сравнить ширину модели и размер своей обуви. В идеале, чтобы носки/пятки ботов выпирали не более, чем на 1,5-2 см с каждого борта. Это для начинающих райдеров. Если владение снаряжением приближается к уровню опытного сноубордиста, то оценивать нужно угол закантовки.


Основная задача, чтобы при максимальном угле наклона обувь не цепляла склон


В среднем, обычная ширина подойдет для ботов не более 43-44 размера, если они больше, то понадобится широкая доска. Именно для идеального соотношения ботинок/борда желательно выбор снаряжения начинать с обуви, а уже под нее приобретать доску. Этот совет не работает, если обе ноги направлены в одну сторону в выбранной стойке, нужно смотреть только на вылет носка/пятки.

Чем уже выбранная модель, тем проще на ней перекантовываться. Именно поэтому скоростные слаломные борды похожи на лыжи.


Боковой вырез

Вырезом считается дуга, которая образуется между точкой минимальной ширины доски и точек с максимальной шириной по краям. С ростом радиуса снижается маневренность оснастки.

Однако, в полной мере поведение выреза проявляется при карвинговых поворотах. То есть, он проявится, когда при маневрировании не происходит выталкивания доски задней ногой, а доска закантовывается по всей длине дуги. Чтобы так кататься, нужно набрать значительный опыт и иметь хорошую технику. Это сопряжено с затратой большего количества сил, но позволяет развить большую скорость.


При выбрасывании доски в повороте, когда из под хвоста начинает лететь снег, не происходит езды по радиусу в полном понимании


Благодаря такой тенденции начинающим сноубордистам можно упростить выбор выреза для понравившейся модели. Тем более, если выбирать универсалы, то вырезы в пределах одной группы различаются слабо.


Прогиб

Есть 4 варианта прогибов:

  • кэмбер. Классика, с такой формой центральная часть доски приподнята, точек контакта с поверхностью склона две. В этом случае происходит максимальное зацепление, на скорости управляемость улучшается. Еще одно преимущество такого прогиба в «щелчке», то есть, при отрыве от склона в прыжке, борд способствует интенсивному отпружиниванию;
  • рокер. Этот прогиб еще называют бананом, так как сноуборд равномерно скруглен по отношению к земле. В этом случае снаряжение демонстрирует лучшую маневренность, развороты даются легче, но падает сцепление со склоном. На скорости такая конструкция не дает хорошей отзывчивости, потому рокер уместен при парковом катании и для начинающих;
  • флэт. Это плоские доски, у них нет прогиба на участке креплений. В сравнении с предыдущими вариантами они демонстрируют лучшее сцепление, чем рокер, но маневреннее кэмберов. Часто это борды для начинающих спортсменов;
  • комбинации. Комбинированные прогибы сочетают различные соотношения предыдущих прогибов, обычно подбираются под конкретные задачи, потому ориентированы на опытных райдеров, которые подбирают снаряжение для своих условий.


Жесткость

По жесткости разделение классическое:

  • мягкие или Soft;
  • средние — Medium;
  • жесткие — Hard.

Данная классификация достаточно условна, обычно она укладывается в шкалу производителя от 1 до 10 единиц. Если между участками борда имеется большая разница по жесткости, к модели может прилагаться карта, указывающая степень жесткости каждого участка скользяка.


Выбирать этот параметр нужно строго под вес райдера и преобладающий стиль езды, часто он указывается производителем


Более жесткие варианты нужны, если требуется стабильность на скорости и зацепление со склоном, а так же в случае большого веса человека. Большая мягкость поможет при парковом катании, а так же легким спортсменам.


Сердечник/скользяк

Сердечником называют центральную вставку в борде, обычно она выполняется из дерева, может включать несколько пород. При склеивании центральной части учитывают расположение волокон используемых брусков. Чтобы придать каждой части борда свои параметры жесткости. Каждый производитель прилагает к своей продукции изображение среза модели, которое позволяет оценить конструкцию и понять принцип работы сердечника. Начинающим райдерам можно об этом особо не беспокоиться.

Скользяк бывает двух типов:

  • спеченный или Sintered. В основе гранулированный полиэтилен, спекаемый под большим давлением. Полученная структура оказывается пористой, что позволяет лучше удерживать парафин. В производстве этот тип дороже и сложнее, что накладывает соответствующий отпечаток. Некоторые дорогие модели шлифуются так, чтобы придать скользяку определенную структуру и изменить поведение на склоне;
  • экструдированный или Extruded. Этот тип проще в производстве и обслуживании, а так же при ремонте. Он хуже держит парафин, но в целом лучше едет и без него, чем спеченные варианты.

Для улучшения скольжения производители спортивного снаряжения добавляют в скользяк графит, но и он не позволяет кататься на склонах без обработки парафином. В целом различные мази необходимы для любой поверхности вне зависимости от конструкции и состава.


Если составами систематически не пользоваться, то сначала борд станет хуже катиться, а потом и вовсе может начать стираться, появится множество заусенцев и доска придет в негодность



Канты

Кантом называют полосу металла, интегрированную вдоль скользящей поверхности по кромке. При маневрировании этот участок цепляется за склон.

Есть несколько типов канта:

  • обычный. В этом случае есть всего две точки контакта со склоном – на местах максимальной ширины борда;
  • волнистый. Более агрессивный на обледеневшем склоне, дает лучшее зацепление.

Чтобы добиться стабильно высоких характеристик при зацеплении, нужно регулярно обслуживать и подтачивать канты.