Виды и стили катания на горных лыжах

размещено в: Без рубрики | 0

Горные лыжи — это один из самых технически сложных направлений спорта. Существует множество видов и подвидов, в том числе дисциплин, входящих в олимпийскую программу. Рассмотрим их подробнее, а так же снаряжение, которое понадобится в каждом случае.

Содержание:

  1. Виды
  2. Особенности снаряжения
  3. Трассовые горные
  4. Универсальные
  5. Фриски


Виды 

Существует множество видов и подвидов типов катания на горных лыжах:

  • карвинг. Используются подготовленные трассы, райдер спускается на большой скорости, делая резанные повороты. При этом обе ноги в повороте ведутся кантами на всем протяжении маневра. Особенность снаряжения для этого вида катания в большом боковом вырезе, который облегчает маневрирование;
  • экстремальный карвинг (фан-карвинг). Это дальнейшее развитие предыдущего стиля, суть в том, что лыжник развивает большую скорость , а повороты выполняет, практически касаясь снега всем телом. В этом случае используется платформа, которая вставляется между снаряжением и ботинком, что позволяет минимизировать риск зацепления подошвы об снег. Предпочтительно использовать для данного стиля жесткий подготовленный склон с большим уклоном;
  • круизинг. В этом случае скорости высокие или средние, повороты резаные большого/среднего радиуса. Для этого используются подготовленные трассы большой ширины, чтобы не мешать маневрированию, покрытие обычно жесткое и среднее;
  • фрирайд. Езда по неподготовленным маршрутам. В этом случае, часто, райдеры отправляются на неосвоенные вершины. Так как снег целинный, модели подбираются широкие, направленные и сконструированные таким образом, чтобы эффективно всплывать. Дуги большие, скорости высокие, как и риск, так как всегда есть возможность столкнуться с деревом или нарваться на выступ скалы, припорошенный снегом;

  • паудэр. Для этого стиля нужен глубокий и мягкий снег, на которых райдер сможет выполнять повороты среднего/малого радиуса. Соответственно, лыжи должны быть максимально широкими, чтобы держать вес человека на таком покрытии;
  • рейсинг. Это скоростные спортивные виды катания, как слалом, слалом гигант, скоростные вариации. Для них нужны максимально легкие и быстрые пары, обычно из топового сегмента производящих компаний;
  • скибординг. Райдер использует короткие лыжи, склоны подготовленные, могут включать парковые территории с препятствиями, как трамплины или хафпайпы;
  • фристайл. Катание этого класса идет параллельно с выполнением акробатических трюков. В группу входит балет, могул, фристайл «новой школы» и т.д.. При могуле катание проходит с подготовленного склона с волнообразной бугристой поверхностью, сочетается с прыжками. При балете спортсмен движется по пологому склону и выполняет различные художественные фигуры;

  • фристайл «новая школа». Очень разнообразный стиль, при котором используются различные препятствия для выполнения трюков, и это не обязательно подготовленные парки. В данном случае молодые райдеры любят кататься прямо в городе, используя естественные конструкции для трюкачества. Снаряжение для данного стиля должно быть ненаправленным, но, в зависимости от излюбленных фигур, может иметь множество особенностей;
  • скикросс/бордеркросс. Состязание на подготовленной трассе, обычно со сложным рельефом. В этом случае организуется гонка между 5-6 райдерами, которые могут использовать силовые приемы и трюки, это поощряется;
  • бэккантри. Это катание по целинным участкам, зачастую в лесу и прочих сложных условиях. От фрирайда стиль отличается необходимостью совершения длительных переходов, для которых нужно специальное снаряжение. Сложный и опасный стиль, требующий серьезной подготовки и оснащения;
  • офпист. Это максимально экстремальная разновидность фрирайда, при которой используются очень сложные, скалистые участки гор с большим уклоном, зачастую близким к вертикали. В условиях курорта этот способ катания является запрещенным, даже страховка не действует для райдеров, решившихся на это;
  • фрискиинг. Данный стиль поведения подразумевает смешение методов катания, часто он задействует целину, но в целом скользить можно где угодно. Забава для хорошо подготовленных райдеров, которые могут позволить себе топовое снаряжение, а так же аренду вертолета, чтобы добраться до самых интересных и сложных участков;
  • хели-ски. Фактически, это фрирайд, но с обязательной доставкой до склона на вертолете.

Разумеется, невозможно создать оснащение, которое бы позволяло получить максимум от склонов всех типов. Даже качественные универсальные модели демонстрируют сниженную скорость там, где можно разогнаться и ограниченную маневренность там, где нужно совершать резанные повороты. Именно поэтому производители выпускают множество линеек снаряжения, заточенных под индивидуальные условия.


Особенности снаряжения

Чаще всего в линейке производителей снаряжения фигурируют следующие вариации лыж:

  • трассовые или карвинговые;
  • универсальные или ол-маунтин;
  • фриски.

Некоторые известные компании внедряют в ассортимент свои собственные разработки, уникальные коллекции. Чаще всего они направлены на определенные условия, например, позволяют максимально разогнаться на жестком склоне или призваны дать ощущение непередаваемой свободы на целине.

Внутри каждого класса свое разделение. Так карвинговые лыжи делятся на коротко-, средне- и длиннорадиусные, все они трассовые. Разница в радиусе выреза, который напрямую влияет на радиус совершаемого поворота. К нам, в прокат лыж, чаще всего приходят именно за трассовыми лыжами, так это самый распространённый вид.


Чем больше вырез, тем длиннее дуга и размереннее катание


Универсалы обычно делят на трассовые и внетрассовые. Первые наиболее эффективны на жестком подготовленном спуске, вторые – на целинном снегу.

Фриски – это оснащение для экстремалов, здесь выделяют 4 типа:

  • фрирайд;
  • паудэр;
  • скитур;
  • фристайл.

Однако, на этом производители не останавливаются, так как многие модели изготавливаются с разграничением на юнисекс, женские и детские (конструкции несколько изменяются для соответствия анатомии групп людей, например, у моделей для женщин — ниже центр тяжести).

Еще один важный критерий – это уровень подготовки.

Выделяют 4 типа:

  • начинающий;
  • средний или продолжающий;
  • экспертный уровень;
  • спортсмен.


Трассовые горные 

Трассовое оснащение лучше всего приспособлено к разработанных, отратраченным склонам, такие лыжи могут быстро набирать скорость. В сравнении с универсалами они жестче, особенно на скручивание. Талия уже (в пределах 73 мм). Такая конструкция позволяет компенсировать центробежные силы на скорости, а так же эффективно вгрызаться в поверхность при закантовке. Чуть меньшая жесткость уже не позволит врезаться в склон, что только вызовет боковое скольжение.


Основное движение происходит по дуге, потому от бокового выреза зависит описываемая окружность. Чем она больше, тем большую можно развить скорость


Выделяют три типа вырезов:

  • слаломные короткорадиусные. Продольная жесткость этого типа чуть меньше, чем у длиннорадиусных. Вырез насчитывает 9-12 метров для средних ростовок. Носок значительно шире талии, что подразумевает перемещение небольшими дугами с частой перекантовкой;
  • длиннорадиусные подходят для слалома-гиганта, у них наибольшая жесткость, средние радиусы составляют 17-25 м. Подойдут для катания большими дугами, потому нужен склон шириной не менее 50 м. Позволяют легко развить скорость более 80 км/ч;
  • среднерадиусные. Вырез составляет 12-17 метров.


Универсальные 

Универсалы годятся для любых условий, но не дадут высокой скорости на подготовленных склонах, на целине так же будут менее комфортными, чем узкоспециализированные. Их преимущество в том, что они позволяют оценить стили, техники катания и разные трассы, после чего выбрать наиболее интересное для себя.

Характеристики универсалов:

  • продольная/торсионная жесткость ниже, чем у трассовых;
  • талия шире – 73-105 мм;
  • передний рокер 10-20% длины.

На большой скорости такое снаряжение сильно прогибается и может уйти в скольжение. Неровности они воспринимают лучше и добавляют этим уверенности.

Универсалы могут быть трассовыми и внетрассовыми:

  • трассовые эффективны на подготовленных склонах и разбитых;
  • внетрассовые заточены под фрирайд, но без его экстремальных разновидностей.

У трассовых талия шириной 73-85 мм, передний рокер составляет 10-15%.

Внетрассовые имеют талию в 85-105 мм, передний рокер в пределах 15-20%, задний – 5-10. Для отдачи фрирайдерских моделей им не хватает рокера в 25-30%, мягкости и ширины. Кстати, они нестабильны на жестких и обледеневших склонах.


Фриски

Это очень разнообразная категория, которая включает и модели для пухляка и для прыжков в парке.

Производители в этой категории выделяют:

  • фрирайдерское снаряжение. Лыжи для рыхлого снега, которые могут вести себя достаточно устойчиво на подготовленном склоне, однако, высокой скорости они никогда не позволят добиться. Талия шире универсалов – не менее 98 мм. Рокер спереди выражен и достигает 25-30%, сзади – 10-15. Пятка и носок обычно облегчены и мягче. Боковой вырез 17-30 метров. Для катания на них нужно иметь хорошую подготовку и опыт;
  • паудэр. Стихия таких моделей – рыхлый снег на диких склонах. Они максимально широкие для эффективного всплытия в снегу – 115-130 мм;
  • фристайлерские или парковые лыжи. Используются для экспертного катания с элементами акробатики. Их можно встретить на райдерах в парках, которые осваивают различные препятствия (трубы, трамплины, рейлы и боксы). В этом случае загиб носка и пятки одинаковые, что позволяет ехать вперед и лицом, и спиной. Рокер спереди и сзади одинаковый – 10-20%. Такие модели достаточно универсальны, но без акцента на скорости;
  • скитур. Такие конструкции необходимы для восхождений в гору, причем, скатываются они не очень хорошо, так как основная их задача – поднять лыжника на гору.

Последний тип оснащается специальными креплениями, у которых при подъеме ноги поднимается подвижная пятка. При спуске это крепление жестко фиксируется. При восхождении так же используются камусы, исключающие проскальзывание назад.

Производители используют максимально легкие материалы для таких изделий, чтобы облегчить ношу райдера. Постоянно ведется поиск решения, которое помогло бы не только эффективно взбираться на склон, но и быстро спускаться.


Одним из неординарных решений этой проблемы стал гибрид сноуборда и лыж. В них интегрирован специальный механизм, который в собранном состоянии превращает две половинки в сноуборд. В разделенном состоянии это две лыжи, на которых можно осилить подъем


В отдельную группу отнесем скиборды или сноублейды, которые представляют собой короткую пару лыж, длиной в пределах 75-110 см. Они достаточно универсальны, но практически всегда используются для трюков и заснеженных склонов. Благодаря минимальному сопротивлению из-за небольшой площади скользящей поверхности позволяют хорошо разогнаться.