Как обслужить велосипед своими силами

размещено в: Без рубрики | 0

Современный вел стал довольно сложной штукой технически, а, как известно, чем сложнее механизм, тем больше всяких компонентов может выйти из строя. При этом байки эксплуатируются различными методами, от прогулочного катания до экстрима.

Естественно, железо постепенно изнашивается и его необходимо обслуживать, а периодически полностью менять. Предлагаем гид, который позволит продлить срок жизни вела и его компонентов.

Содержание:

Что нуждается в ремонте
Колеса
Рама, вилка, руль
Переключатели
Мытье, смазка…


Что нуждается в ремонте

У велосипедов несколько основных узлов, которые эксплуатируются с различной интенсивностью:

  • Колеса. Здесь могут деформироваться спицы, покрышки стираются при каждом торможении, камеру можно легко проколоть. Ободные тормоза стирают площадку, к которой прикасаются и изнашиваются сами. У дисков стираются колодки и диск, а на ступицах устанавливаются подшипники, которые периодически выходят из строя;
  • Рама. На каркасе есть посадочное место для петуха, он сам не редко страдает при случайных ударах суппортом. В редких случаях можно деформировать кронштейн крепления для него, а сама рама тоже может быть сломана. В нижней точке каркаса фиксируется каретка, на ней шатуны и система звезд. Каретка постепенно изнашивается, так как содержит 2 подшипника, у шатунов может разбивать посадочные места, звезды стираются. Даже педали могут начать подклинивать от сроков службы. Еще одно место рамы – это стакан для установки вилки, здесь тоже подшипники;
  • Вилка может быть различных типов, ее необходимо обслуживать, так как в процессе катания она испытывает повышенные нагрузки;
  • На руле фиксируются переключатели, тормозные ручки и тому подобное. Они могут пострадать при падении, либо некоторые компоненты износились и нуждаются в замене;
  • Регулярно следует смотреть на состояние суппортов (перекидки переднего и заднего переключателя). В них есть звездочки, подвижные соединения, пружины, шарниры, втулки или подшипники.


Условно можно выделить несколько категорий деталей и узлов, в том числе по частоте необходимого обслуживания или полной замены


Первая категория – это расходники, они быстро приходят в негодность, но точное время связано с особенностями эксплуатации. Например, колодки ободных тормозов могут прослужить больше сезона, а могут стереться за считанные часы на тренировке профессионалов МТБ. В группу расходников входит цепь, колодки от любых тормозов, а также диски, тросики и их рубашки.

Вторая категория – это запчасти, к которой можно отнести большую часть велосипеда. Составляющие могут служить много сезонов, если их поддерживать в надлежащем состоянии. Как правило, в них множество деталей, которые постепенно стираются, их замена и является лучшим обслуживанием.


Колеса

Обслуживание колес включает несколько основных пунктов, наиболее уязвимых в процессе эксплуатации:

  • Покрышки. Они просто изнашиваются, обслуживать здесь нечего. На самой резине обычно ставится метка, при износе которой покрышки следует заменить, пока катание не стало опасным;
  • Камеры. Можно проколоть, особенно на пересеченной местности или при активном катании. Также может начать спускать ниппель. В обоих случаях камеру лучше заменить, но при этом можно заклеить разрывы на старой, чтобы была запаска;
  • Износ поверхности, по которой тормозит ободной тормоз. Методичный износ может даже привести к разрыву, если от колодок остался глубокий след, то лучше обод полностью заменить;
  • Спицы. Могут порваться или вытянуться, деформироваться. В этом случае правится восьмерка, но для ее успешного вытягивания нужен опыт;
  • На ступице стоят подшипники. Если при движении появилось сопротивление и у колеса пропал накат, стоит удостовериться в целостности подшипников. Промы проще заменить, насыпные с конусами сложнее, так как придется сначала удалить старую смазку и заложить свежую.

После обслуживания нужно накачать колесо до оптимального давления. Оно зависит от категории оснастки, метода использования техники и значений, которые производитель указал на борте покрышки.

Чем сильнее накачано колесо (ближе к максимальному значению), тем меньше оно будет поглощать неровности дороги. Езда станет жестче, но легче и быстрее, так как падает сопротивление качению из-за уменьшения пятна контакта покрышки. Так накачивают шоссейные, скоростные и городские байки, которые преимущественно обитают на асфальтированных и подготовленных дорогах.

С уменьшением давления увеличивается пятно контакта, устойчивость, сопротивление качению. Ехать становится тяжелее, но можно пробраться даже через песок или снег. Горные колеса обычно слегка спускают, если предполагается выезд на пересеченную местность. Точно такие же особенности имеет колесо фэтбайка.


Рама, вилка, руль

Несущая основа может только сломаться, если нагрузка превышена или она изначально обладает дефектами. Любой материал при этом можно восстановить, но не всегда с восстановлением утраченного запаса прочности.


Металлы сваривают, однако, сталь и алюминий технологически сваривается по-разному, более легкий сплав не каждый мастер станет восстанавливать вообще. Карбоны склеиваются, но здесь все не менее сложно, так как правильная склейка должна делаться с учетом положения, направления, толщины слоев заплаток карбона и его плотности


У рамы вела всего 3 уязвимых места:

  • Каретка. В зависимости от типа используемого узла, в раме может быть резьба под него соответствующего типового размера. Узел оснащается подшипниками, которые могут рассыпаться от времени или сломаться от чрезмерной нагрузки. Удобнее всего с промподшипниками, насыпные комплекты придется предварительно подготовить;
  • Кронштейн с отверстием для фиксации петуха. На это место ставятся переходники и суппорты трещеток/кассет. В случае удара компонент может деформироваться или сломаться, проще всего его заменить в этом случае. Если повреждения затронули саму раму (оформленное на заднем пере посадочное место), то ее можно попробовать отремонтировать, но не редко приходится полностью менять;
  • Стакан. Большинство современных байков изготавливается с безрезьбовыми стаканами, что практичнее и упрощает замену. В этом случае крепления и посадочные места для подшипников есть на оси вилки. Из обслуживания здесь стоит проверять затяжку креплений, а также менять подшипники. Насыпные комплекты прочищаются, масло удаляется, если существенно выработки на сепараторе для шаров нет, то их меняют и набивают свежую смазку.

Другой важный несущий конструктивный элемент – это вилка. Она вставляется в стакан и фиксируется с использованием подшипников. Если рассматривать жесткие (ригидные) вилки, то на них из обслуживаемого только тормозная машинка. На ней можно поменять колодки или отрегулировать поршни, прокачать систему, натянуть трос или выставить оптимальное положение элементов для эффективного срабатывания.

В завершение темы несущих элементов выделим руль. На нем располагаются манетки, шифтеры, рычаги с расширительными бачками и все, что так хочется повесить на велосипед, чтобы расширить его функционал. Из изнашиваемого выделим ручки и боковые заглушки на трубе, которые часто обдираются, если класть велосипед на землю или опирать о дерево на время стоянки.


Обычно все навесное на руле не обслуживается, а задействуется только при регулировке переключателей, так как трос фиксируется в манетке и имеется небольшой барашек у его основания, который позволяет осуществить тонкую настройку



Переключатели

Задний суппорт представляет собой довольно сложную деталь, которая подвижна сразу в нескольких плоскостях, оснащена звездочками на втулках или тонких подшипниках небольшого диаметра.

Обслуживание суппорта, общие рекомендации (перед/зад):

  • При его движениях не должно происходить залипания, подклинивания, остановок, суппорт должен двигаться плавно от точки старта до конечной для переключения передачи. Если это происходит, попробуйте промыть подвижные сочленения, пружины и все, что участвует в перемещениях. Для этого можно воспользоваться керосином, ВД или аналогами;
  • После промывки двигающиеся участки смазываются. Для этой задачи подойдет густая смазка, которая покроет уязвимые участки и не стечет с них сразу же;
  • В задних суппортах есть звездочки, обычно пластмассовые или алюминиевые. Детали постепенно изнашиваются, вплоть до того состояния, когда цепь будет проскальзывать. В любом случае их достаточно заменить.

Стоит учитывать, что переключателям периодически необходима настройка. Если за ними не ухаживать, то высок риск соскальзывания цепи, что приводит к более сложным поломкам и дорогостоящему ремонту.


Мытье, смазка…

…и замена – эти вещи позволяют существенно продлить сроки эксплуатации вела в целом и всех его компонентов. Важно учесть, что все узлы и детали связаны, с началом износа одной, страдать начинает вся компоновка в целом. Именно поэтому в прокате велосипедов пристальное внимание уделяется процессе.

На веле можно выделить еще несколько мест, состояние которых стоит периодически контролировать:

  • Тросы и рубашки. Они есть у ободных тормозов, дисковой механики и переключателей скоростей. Если менять их, то стоит обратить внимание на состояние по всей длине, так как на сгибах стальные нити могут перетираться и начинать распушаться, что мешает нормальной работе узлов;
  • Трубки. Они используются в гидравлической системе для перекачки масла и тормозной жидкости от расширительного бачка до машинки, поджимающей диск. Если появилось заметное место с протертым материалом, стоит заменить трубку и зафиксировать ее так, чтобы в дальнейшем протирания не начинались.

Чтобы смазать вел, понадобится несколько типов смазки. Жидкая позволит быстро протечь по длинному каналу и останется внутри на его поверхности, потому новые рубашки тросов можно слегка помазать. Более жидкий вариант нужен там, где требуется высокая проникающая способность, но чтобы ГСМ сохранилась в обслуживаемых местах. К таковым можно отнести пины цепи. Густая набивается в насыпные подшипники, где остается на весь период между обслуживаниями.


Кстати, цепь ходит не более 3-5 тысяч километров, это расходник. Ее достаточно промывать между дальними поездками и дождливой погодой, чтобы исключить износ других компонентов из-за налипшего абразива


Мытье вела так же стоит производить регулярно, особенно после посещения сложных пыльных грунтовок или поездок в дождливую погоду.