Сервис горных лыж — как правильно обслуживать

размещено в: Без рубрики | 0

Основным уязвимым элементом горных лыж, нуждающимся в регулярном обслуживании, является скользящая поверхность.

Перед каждым сезоном ее стоит обработать, обновив восковое покрытие, в процессе катания оно будет постепенно стираться, потому следует отработать самостоятельное сервисное обслуживание.

Содержание:

Общие моменты
Теория смазок
Процесс
Финальные этапы
Общие советы для райдеров


Общие моменты

Подготовку стоит начать с приобретения инструментов, это существенно упрощает все этапы. Без соответствующей оснастки качественно провести сервис не получится.

Инструмент и оснащение:

  • Система фиксации. Необходимо что угодно, что позволит неподвижно зафиксировать лыжи, при этом не будет мешать доступу к скользяку. Самый бюджетный вариант для этих задач подразумевает прижатие к плоской поверхности струбцинами. Они могут быть пластиковыми и металлическими, лучше использовать первый вариант, так как он не будет оставлять следов на снаряжении при затягивании. Пара простейших струбцин обойдется в пределах 500 р. Если бюджет позволяет или уровень снаряжения требует пристального внимания, лучше использовать профессиональную оснастку. В топе в таком случае специальные верстаки для обслуживания горнолыжной снаряги. Если имеется мастерская, хороший верстак можно изготовить самостоятельно, в сети есть примерки сборки из бюджетных материалов, как доска толщиной 40 мм;
  • Парафины и смазки. Разумно ориентироваться на проверенные бренды, категории Swix, Rex, Star, Rode, ToKo. Подбираются строго в зависимости от предполагаемых условий на склоне; Мы, в прокате горных лыж используем смазки именно этих марок.

  • Щетка с ворсом из нейлона;
  • Натуральная пробка в виде листового материала;
  • Фиберлен или фибертекс;
  • Средство для очищения поверхности. Желательно приобретать специализированные составы, безопасные для материалов лыж. Но подойдет бензин от зажигалок;
  • Скребок из пластика. Обычно это небольшой ручной инструмент из прозрачного оргстекла, у которого есть скругленная грань. Этот элемент служит для обработки желобка на скользящей плоскости;
  • Специальный утюг с регулировкой температуры. Это универсальный вариант для бордов и лыж. Отличается компактностью и позволяет точно выставлять градус нагрева, чтобы избежать порчи снаряжения.


Теория смазок

Выделяют 3 основных категории парафинов и смазок на рынке. Это средства, улучшающие скольжение, держащие составы для беговых лыж и фторуглеродистые порошки, улучшающие скоростные показатели. Последняя группа – это дорогостоящие средства для профессиональных гонок, а вот два предыдущих типа широко используются всеми категориями райдеров.


Кстати, фторуглеродистые средства очень дорого стоят (порядка 1000 р за 10 грамм) и при этом оказывают негативное влияние на состояние скользяка


Любителям лучше отказаться от подобных вариантов, так как они редко используют лыжи соответствующего класса. В других случаях заметить прирост производительности будет крайне сложно. Однако, разумно оснаститься минимум 3 типами составов: для положительных температур, для температур в пределах 2-8 градусов со знаком минус, для средних морозов до -13 градусов.

Стоит учесть, что температура снега всегда на пару градусов ниже, чем окружающего воздуха, даже в тепло он стремится к 0 градусов. Кстати, на упаковках указывается температура в тени.

С увеличением температуры и влажности необходимо подбирать смазки с повышенным содержанием фтора. Худшими условиями для смазки вообще является плюс на термометре и влажный снег.


Процесс

Прежде чем готовить пару к катанию, стоит учесть, что за пару дней погода может измениться и не всегда в соответствии с прогнозом. Потому разумно обрабатывать скользяк непосредственно перед катанием, когда ошибиться в выборе подходящего воска сложнее.

Начальные этапы воскования:

  • Для начала зафиксируйте лыжу скользяком вверх;
  • Теперь необходимо очистить поверхность от загрязнений (если есть) и старого покрытия. Проще всего для этой задачи использовать ветошь, смоченную в специальном очистителе или бензине для Zippo. Лучше всего подойдет фиберлен, так как он хорошо впитывает и не царапает поверхность из полимера. Нужно пройти скользяк несколько раз, пока тряпка не будет чистой после протирки. Далее «открывается» база за счет нейлоновой щетки, которой нужно двигать от носка к хвосту. Если все делаете правильно, должны появиться небольшие катышки старого парафина, когда это прекратится, сотрите фиберленом остатки пыли;

  • Теперь нужно накапать на поверхность парафин или воск. Для этого к разогретому утюжку прислоняется кусок и каплями равномерно накапывают на скользяк. Не нужно много воска, лишнее все-равно придется удалять. Парафин не должен дымить, потому выставляется оптимальная температура, написанная на упаковке воска. После равномерного распределения капель утюжок прислоняется к поверхности и покрытие равномерно растирается несколькими движениями, опять-таки, от носка к хвосту. Достаточно 4-7 проходов, чтобы прогреть пластик и улучшить адгезию, при которой покрытие начинает лучше держаться.

Утюг нельзя держать на одном месте, иначе может произойти перегрев внешнего слоя доски, он начнет отслаиваться со временем. Особенно внимательно нужно относиться к хвосту/носку, так как здесь снаряжение имеет меньшую толщину и перегревается быстрее. Нужно учитывать, что полиэтилен плавится на отметке 140 градусов.

Бытовой утюг для этой задачи явно не подойдет, так как у него большая погрешность нагрева. Выставленные 140 по факту легко окажутся 150 и при обработке полиэтилен испортится. Это особенно вредно для лыж с направленным рельефом скользяка, так как можно полностью заплавить рисунок.


После нанесения парафина, нужно дать ему время остыть, достаточно 10-15 минут, если работаете при комнатной температуре



Финальные этапы

Теперь нужно удалить излишки:

  • Скребком из органики пройдите по желобку скругленным уголком, нужно сделать несколько проходов, пока парафин не перестанет счищаться. Двигайтесь от носка к пятке с небольшим нажимом. Чтобы не царапать поверхность, скребок удерживается строго под прямым углом к лыже. По такому же принципу обрабатывается остальная поверхность, важно удерживать инструмент перпендикулярно, иначе можно оставить зарубки в области кантов;
  • Настал черед нейлоновой щетки. Поверхность нужно обрабатывать все в том же направлении, будет образовываться парафиновая пыль. Проходы повторяются, пока катышки не перестанут выходить из скользяка. Это удаляется фиберленом.

После этого лыжа готова к использованию на склоне, однако, одного цикла мало, чтобы парафинирование долго продержалось. Профессионалы делают до 10 повторений, это позволяет пройти до 50 км без потери свойств.


Общие советы для райдеров

Сложнее всего подобрать средство для теплой погоды, когда на участке скольжения образуется влага в большом количестве. Для таких условий идеально подойдут лыжи с графитом, их можно вообще не мазать, достаточно просто очистить скользяк и кататься без воскования.

Если вы только вышли из тепла на снег, не надо сразу класть лыжи на снег скользящей поверхностью, так как снег может налипнуть на них из-за разницы в температуре. Причем, сначала он подплавится и прилипнет, а потом смерзнется, что может ухудшить скользящие свойства даже после его удаления.

Если после катания появились светлые участки, значит на них было недостаточно смазки. Из-за трения по снегу, происходит перегрев области и полиэтиленовые волокна начинают топорщиться. Их можно убрать при следующей обработке фибертексом.

Для формирования понимания и подбора оптимальных смазок, условий обработки, ведите дневник, записывая:

  • Вариант обслуживания, с учетом выбранной смазки, тщательности проходов и т.п.;
  • Оценка качества и поведения лыжи на склоне, для этого можно выработать свою шкалу, взяв за точку отсчета первый опыт обработки;
  • Погодные условия.

Уже после одного сезона накопится достаточно сведений, чтобы сформировать статистику. Это позволит оптимизировать процесс и выбор воска/смазки.

Новое снаряжение требует большего внимания, несмотря на то, что с завода они поступают смазанными. Как правило, это не рабочее покрытие, а транспортное или консервационное, его нужно удалить. Если для своих старых лыж достаточно 3 проходов, чтобы получить надежный слой, с новыми придется повозиться 5-6 раз.


Кстати, не удивляйтесь, если столкнетесь в сети с другими вариантами описаний процесса, наборами инструмента и прочими отличиями. Существуют десятки методик и все они эффективны, потому можно подобрать для себя оптимальный вариант


При хранении лыжи должны вешаться вертикально, скользяки прижимаются друг к другу, но через прокладку, например, в виде ткани в местах, где они соприкасаются. Важно избегать больших перепадов температуры и влажности, а также попадания на снаряжение прямых солнечных лучей. Кстати, вредный перегрев может вызвать находящийся в непосредственной близости обогреватель или трубы отопления, подачи горячей воды.

После сезона лыжи нужно законсервировать. Для этого подойдет жирный парафин, который наносится толстым слоем по всей базе. В итоге, состав не позволит материалу окисляться.