Горные лыжи: что такое талия и прогиб

размещено в: Без рубрики | 0

Горные лыжи прошли длительный путь развития от простых досок до современных спортивных технологий. Увеличивалась сложность и теперь, чтобы выбрать оптимальную модель, необходимо учитывать целый комплекс характеристик.

Содержание:

О талии
На примере «карвов»
Классификация по назначению
Прогиб
Сочетания

Основные параметры:

  • Геометрия;
  • Жесткость;
  • Габариты и их соотношение.

Все пункты включают несколько основных аспектов, на которых остановимся подробнее.


О талии

При подборе снаряжения одним из очевидных параметров является геометрия, то есть соотношение ширины центральной части (талии) и концов.

В зависимости от показателей можно сразу понять оптимальную среду обитания для рассматриваемой модели:

  • Спортивные снаряды максимально узкие, в том числе в передней части – в среднем 85 мм, задник уже – 75;
  • Классические, которые чаще всего используются райдерами-любителями на подготовленных склонах, оснащаются еще более узкими носками, кстати у нас, в прокате лыж спб именно такой вид инвентаря;
  • Для карвинга добиться требуемых показателей позволяет ширина спереди до 100 мм, а сзади около 90;
  • Шире всего фрирайдерные пары, которые могут превышать 110 мм по ширине носка.

Из-за разницы размеров концов лыжи приобретают различный радиус выреза. Соответственно, чем шире концы, тем меньше радиус, чем они уже – тем больше.


От дуги зависит траектория поворота, по которому будет двигаться лыжа в случае закантовки. Если лыжник прилагает дополнительные усилия в движении, она может измениться. Без усилий движение совершается точно по окружности, заложенной конструктивно


На форму поворота оказывает влияние еще несколько аспектов:

  • Дополнительное прогибание, которое происходит при интенсивном маневрировании, может различаться в зависимости от качества покрытия трассы, дополнительных усилий со стороны райдера, жесткости самой модели;
  • Угол, под которым происходит закантовывание и скорость спуска (чем быстрее вы двигаетесь, тем меньше будет дуга);
  • Соскальзывание. В случае малейшей потери сцепления со снегом, лыжи немного проскальзывают, такие малозаметные отклонения в сумме могут существенно изменить траекторию, увеличивая радиус.

Стоит учесть, что от длины (ростовки), меняется дуга, чем длиннее лыжа при одинаковой ширине концов, тем больше вырез. Производители не всегда компенсируют это изменение за счет талии, учитывается жесткость, устойчивость к вибрации на высокой скорости и прочие параметры.


На примере «карвов»

Таким образом формируется обширный набор характеристик даже в пределах одного модельного ряда. Если рассматривать приталенные лыжи, то в большинстве своем это будут карвы, то есть охватывающие технику, при которой поддержка на склоне осуществляется за счет боковых сторон – кантов.

В данной категории можно найти пару для различных условий от простейших форм для подготовки новичков до профессиональных спортивных.

Наиболее продвинутые модели позволяют кататься сразу двумя техниками с высокой отдачей:

  • Резаные повороты;
  • Повороты с боковым соскальзыванием.

Чем дольше вы будете закантовываться, тем больший вращательный импульс будет получен на склоне. За счет этого удается маневрировать максимально интенсивно и без потери сцепления с поверхностью, контролировать скорость можно и на глубоком снегу. Даже на низкой скорости сохраняется уверенность и управляемость лыж.


Однако, расплатой за динамику и характеристики является профессионализм, без которого падения на подобных моделях обеспечены


Использовать их можно не раньше, чем вы освоите обе техники и сможете посещать сложные склоны. Модели очень чувствительны, ошибок не прощают, стоит переборщить с наклоном, и они буквально выскакивают из-под райдера или уходят по слишком резкой дуге.

Производители учитывают подобные поведенческие особенностей лыж, потому карвинговые пары последних выпусков оснащаются более жесткой и узкой пяткой. Часто применяют два радиуса, когда вырез ближе к носку больше, чем у задней части.


Классификация по назначению

Подбирая пару под определенные условия катания, нужно учитывать:

  • Для трассы подойдут узкие до 74-75 мм (начинаются примерно от 62-65 мм). При такой талии снаряжение хорошо держит нагрузку в повороте и позволяет перекантовываться с минимальными усилиями. Подойдет только для подготовленных и плотных склонов, так как в рыхлом снегу зарывается;
  • Осваивать сразу несколько типов покрытия могут универсалы с талией 75-105 мм. Они являются золотой серединой, подходят для начинающих, но не демонстрируют какого-либо характера ни на подготовленной трассе, ни на пухляке. Они с большими усилиями перекантовываются, чем предыдущий класс, держат во фрирайде, но не дают интенсивного ускорения. Такая пара актуальна для первых шагов, позволяет определиться с интересующим стилем катания, после накопления опыта ее обычно меняют на нечто более узкоспециализированное и динамичное. В арсенале ее оставить можно только если отправляться на склоны с часто меняющимися условиями, чтобы не везти с собой сразу несколько комплектов снаряжения;
  • Фрирайдные модели широкие – от 105 мм, что позволяет им удерживаться и всплывать даже из свежевыпавшего глубокого пухляка. Для плотного снега подходят плохо, так как неохотно закантовываются.

Соотношение ширины профиля влияет на боковой вырез, от него меняется радиус поворота на спуске. Это не самый объективный параметр для оценки маневренности, так как на траекторию движения оказывает влияние и степень загрузки, но позволяет оценить назначение лыж.

Радиусы:

  • Малый составляет 11-14 метров, он позволяет выполнять короткие и длинные дуги. Это сравнительно медленные лыжи, но маневренные, потому подходят для новичков;
  • Средний составляет 14-17 метров. Более требовательное оснащение, оптимальное для средних дуг;
  • Большой в 17-30 метров имеют полупрофессиональные и профессиональные лыжи. Их основное назначение – скоростные спуски, требующие соответствующего уровня подготовки.

Прогиб

Фактически, существует два прогиба:

  • Кембер;
  • Рокер.

Первый появился существенно раньше, но сейчас многие райдеры именуют кембер обратным рокером. Он является традиционным для большинства лыж, при этом скользящая поверхность имеет две точки контакта близко к краям, между ними образуется восходящая арка с вершиной в районе креплений.

Кембер на снегу:

  • Дает маневренность на плотном снегу или отратраченных спусках;
  • Равномерное распределение веса человека по всей длине;
  • Края удержать легче;
  • Отзывчивость.

Учитывая высокую динамику, необходимо уверенное катание, потому новичкам подходит плохо


Рокер отличается тем, что прогиб направлен в сторону склона, образуется только одна точка контакта с поверхностью, концы задраны вверх. Упрощает удержание в рыхлом снегу, модель будет лучше всплывать и сохранять маневренность. Этот прогиб позволяет компенсировать качание в пухляке, которое свойственно парам с широкой талией, увеличивается стабильность.


Сочетания

Производители часто экспериментируют, создавая комбинированные прогибы рокер/кембер, для получения определенных характеристик на склонах:

  • Рокер-кембер. В этом случае носок высоко задран, так как от него начинается дуга вниз, в точке контакта с поверхностью она переходит в арку. При такой компоновке обеспечивается более интенсивное всплывание, маневренность. Актуально использовать такое снаряжение для оллмаунтина, фрирайда и карвинга;
  • Рокер-кембер-рокер. Формируется восходящая дуга с обоих концов скользяка, средняя часть выгнута вверх. На твердом покрытии эта форма даст дополнительное сцепление, устойчивость, при этом сохраняется уверенное всплытие и маневренность на пухляке. Отличный выбор для парка и универсального использования. Производители часто экспериментируют с соотношениями изгибов;
  • Рокер-флэт-рокер. Между задранными концами находится плоскость без изгибов. Требует профессионализма, так как края удержать сложнее, но на рыхлом снегу обеспечивает маневренность.

Прежде чем приобретать понравившуюся пару, следует ее опробовать. Это позволит почувствовать нюансы управления и поведения на различных склонах.

Провести комплексный осмотр удобнее всего в прокатах, например, за одну поездку испытав сразу несколько моделей. В основном прокаты используют достаточно свежие пары в своем парке, потому удастся сравнить актуальные версии.