Как правильно парафинить горные лыжи и сноборды

размещено в: Без рубрики | 0

Скользящая поверхность зимнего снаряжения не будет полноценно работать без использования парафина. Это не просто смазка, но пропитка, которая заполняет поры полимера и дает идеальные характеристики скольжения или сцепления, в зависимости от назначения. Рассмотрим особенности использования и варианты парафинов, которые есть на рынке.

Когда к нам в прокат сноубордов приносят оборудование на сервис пользуемся именно такой инструкцией.

Содержание:

Что стоит знать о подготовке поверхности
Виды смазок и парафинов
На примере Swix


Что стоит знать о подготовке поверхности

Сам принцип обработки скользящей поверхности подразумевает 2 ключевых этапа:

  • На первом удаляется старое покрытие. Для этого используется пластиковый скребок, которым, за счёт равномерных движений, снимают отработавший парафин. после того, как подготовка поверхности завершена, необходимо выбрать соответствующий состав для нового этапа. Его подбирают, в соответствии с условиями, с которыми лыжи столкнутся на склоне. Как правило, учитывается температурный режим на трассе;
  • На втором этапе необходимо нанести новое покрытие. Выбранный заранее состав требуется нанести на скользящую поверхность и распределить таким образом, чтобы он равномерно оказался на всей площади.


Для работы понадобится: специальный лыжный утюг, набор щёток, которые обычно включают металлические щетины (латунь, сталь) или жёсткие полимеры, 2 скребка (с плоской рабочей поверхностью и отдельно для желобка, если обрабатываете лыжи), ткань из несинтетических материалов, как фиберлен, а также набор парафинов, в зависимости от условий катания


Процесс обработки включает следующие этапы:

  • Необходимо счистить старый парафин металлической щёткой. Cначала используют более мягкую щетину из латуни, которой делают несколько десятков проходов от носка к задней части. После этого выполняют порядка 5 проходов стальной щёткой. Цель этого этапа в том, чтобы снять старое покрытие. Если оно заводское, то предназначено для транспортировки, может выступать в качестве тонкой плёнки. Если производитель использовал специальный парафин, то его необходимо сначала удалить пластиковой щеткой, прежде чем переходить к следующему этапу;
  • Затем делают ещё один проход стальной щёткой. Цель этого этапа в том, чтобы удалить компоненты парафина из мельчайших пор скользящего покрытия. Обработка позволяет вскрыть структуру полимера, а также удалить старые волокна. Уже после этого этапа снаряжение можно использовать, но оно не будет вести себя одинаково эффективно при всех погодных условиях;
  • Далее используют базовый воск, в качестве которого подойдёт любой легкоплавкий материал. Утюжок выставляют на температуру около 90 градусов. Скользящая поверхность заливается и разравнивается. Главное, избегать сильного нажима, чтобы не повредить основу снаряжения. Обработку проводят несколько раз, чтобы получить равномерный тон нанесённого покрытия. Важно: не давать поверхности остыть и добавлять новые слои воска, чтобы он проник глубоко в скользящую поверхность лыжи. Такая подготовка позволит позже максимально эффективно удерживать скользящий парафин;

  • После остывания лыжи необходимо удалить излишки покрытия. Для этого используют 2 скребка, оба ведут под углом в 45° к поверхности без сильного нажима. Направление движения такое же, от носка к пятке. Процесс повторяют до тех пор, пока базовое покрытие не перестанет сниматься с поверхности. Затем обрабатывают щёткой с нейлоновым ворсом, около 20 проходов и ещё до 5 проходов латунной;
  • На этом этапе выставляют температуру утюга около 135-140°. Наносят базовый воск с содержанием графита, который является тугоплавким, потому требует более частого нанесения на поверхность. Цель этапа подразумевает, чтобы графитовый состав покрыл всю поверхность, за исключением носка лыжи. Задача этого воска в том, чтобы придать поверхности антистатические свойства и исключить проникновение загрязнений в структуру скользящей поверхности. Нужно повторить процесс несколько раз, с промежуточной чисткой латунной щёткой. После остывания обработку латунной щёткой повторяют, а затем протирают поверхность чистой фиберленовой тканью;
  • Далее наносится базовый воск с низким содержанием фтора. Температура утюга выставляется на 130-135°. Процесс повторяют до 3 раз с параллельной чисткой скребком, латунной и нейлоновой щётками;
  • Финальный слой парафина зависит от условий среды, в которой вы собираетесь кататься. Обычно фиолетовый выбирают, если будет сравнительно тепло, а синий для холодных условий. Однако, разнообразие цветов гораздо шире, стоит учитывать инструкцию от производителя.

 

Таким образом выглядит базовая подготовка лыж. Если всё проведено правильно, то готовый скользяк должен выглядеть чёрным и жирным. На обработку одной пары лыж уходит порядка 2,5-3 часов. Примерно также выглядит подготовка сноуборда. Данная методика работает особенно эффективно на снегу с высокой абразивностью, при длинных дистанциях катания.


Подготовленная таким образом скользящая поверхность способна работать в течение всего сезона



Виды смазок и парафинов

Парафины являются основным видом смазок, которые используют для повышения скользящих свойств снаряжения. Они производятся в 2-х основных формах, а именно жидкость в тюбиках и твёрдые куски, которые необходимо расплавлять для нанесения.

Твёрдые бруски встречаются в любительском катании и сервисах. Это сравнительно трудоёмкая процедура, для которой необходимо соответствующее оснащение.


Однако, техника проста, потому с небольшими вложениями каждый сможет обслуживать свои лыжи или доски самостоятельно


Жидкие смазки появились сравнительно недавно. Они поставляются в тюбиках, под крышкой которого располагается поролоновый аппликатор. Воск растворён в жидкости и легко наносится, непосредственно перед катанием. На его высыхания необходимо всего 3 минуты, после чего скользяк вычищается щёткой.

За счёт такой формы воска, время подготовки сокращается в 3-4 раза. Однако, недостаток таких парафинов в том, что они быстрее стираются с поверхности. Как правило, их хватает не более чем на 15 км катания. Очевидно, что этот вид смазок предназначен для непродолжительных тренировок или скоростных спусков.

Помимо консистенции, смазки различаются составом, а точнее основным компонентом, который повышает скользящие свойства:

  • Наиболее распространённым скользящим компонентам, является фтор. Он проявляет высокие гидрофобные качества, потому снижает поверхностное натяжение. Смазка такого типа работает при низких температурах до -20° C и даже ниже. При этом, производство вещества стоит дорого, потому смазка с высоким процентным содержанием не встречается в бюджетном сегменте. Учитывая сравнительно узкую специализацию, все производители выпускают минимум 3 линейки восков: с высоким содержанием фтора, низким и вообще без него;
  • В последнее время появляется всё больше бесфтористых смазок. В первую очередь, это связано с запретом на использование фтористых компонентов в странах Евросоюза. Однако, на самом деле они тоже содержат это вещество, но в виде более коротких химических цепочек, которые до сих пор не являются запрещёнными. Такие смазки отличаются от классических только тем, что меньше поддерживают максимальную производительность спортивного снаряжения;
  • Для условий, когда трасса сильно загрязнена, разумно выбирать парафины с добавлением молибдена. Этот компонент существенно повышает отталкивающие свойства скользящей поверхности. Аналогичные качества имеет вольфрам, который, как и молибден, придаёт смазке сероватый оттенок;
  • Если поверхность трассы жёсткая, с высокой абразивностью, то стоит отдать предпочтение воску с добавлением графита. Этот материал является очень плотным, обладает антистатическими качествами, долго держится на скользике и повышает сопротивляемость истирающим воздействиям. Нередко эти мази используют в условиях с очень низкими температурами, когда необходим тугоплавкий материал, выдерживающий агрессивное воздействие трением.

Для спортивного катания используют исключительно фтористые смазки. В них процентное содержание скользящего компонента максимальное, в сравнении с остальными представителями линеек.


Форма поставки может быть порошкообразной, в виде жидкостей или блоков с высокой твёрдостью


Порошковые составы держатся на поверхности порядка 50 км. На последних 10 км этой дистанции скользящие свойства существенно снижаются. Блоки держатся ещё меньше, порядка 5-10 км. Их называют ускорителями и применяют буквально в течение одного спортивного заезда, а затем покрытие обновляют. Жидкая форма является ещё менее стойкой и держится не более 5 км.


На примере Swix

До сих пор данный производитель является топовым в сфере производства инструмента и средств обслуживания горных лыж, сноубордов. Он появился в Норвегии и продолжает поддерживать мировые тенденции, в частности, отказом от фтора.

Старые мази от новых можно отличить по маркировке, к первым относятся HF, LF, CH, F4, а новые обозначают TS, HS, PS, F4.

Основные особенности смазок бренда:

  • TS. Является покрытием для максимальных скоростей. Подойдёт для профессиональных спортсменов и любителей динамичных спусков. Существует 3 формы поставки. Порошковая отличается наибольшей эффективностью, для короткого пит-стопа подойдёт тюбик с жидкой смазкой, а твёрдый парафин можно спокойно использовать, когда под рукой есть утюжок;
  • HS. Этот вариант отличается сниженной скоростью. Однако, он доступнее предыдущего и позволит большинству райдеров полупрофессионального уровня реализовать потенциал своего снаряжения на склоне. Форм поставки 2: жидкая и твёрдая;
  • PS. Можно назвать тренировочным составом. Он не даёт высокого разгона, потому будет удобен для размеренного катания райдеров, отправившихся на курорт, в том числе всей семьёй. Форма поставки только одна и подразумевает твёрдый воск, который используют вместе с утюжком;
  • F4. Это наиболее универсальный парафин из всей линейки бренда. Он обладает антистатическими свойствами и даёт плавное скольжение, без чрезмерного ускорения. Он практически не имеет ограничений по температуре использования. По форме поставки он также самый разнообразный, может быть твёрдым, в виде пасты, жидкости с аппликатором, а также аэрозоля.


За исключением «четвёрки», все смазки различаются по цвету


Такая градация позволяет с точностью определить оптимальные погодные условия, в которых парафин будет работать эффективно.

Бирюзовый предназначен для холодных температур от -10° до -18°c, синий цвет позволит кататься при морозе от -6° до -12°c, фиолетовый подходит для ещё более тёплой погоды, от -2°c до -8°c. Для положительных температур предназначаются красные парафины, они работают от + 4° до -4°c, жёлтые эффективны в диапазоне от +10° до 0°c.

Маркировка: Цена:
TS От 3100 руб за 40 грамм;
HS От 2000 руб за 60 грамм;
PS Около 800-900 руб за 60 грамм;
F4 От 1000 руб за 60 грамм.