Горнолыжные крепления — как правильно выбрать и настроить

размещено в: Без рубрики | 0

Зачастую, при выборе горных лыж начинающие спортсмены забывают о том, насколько важны горнолыжные крепления. Между тем, это основной механизм, который обеспечивает безопасность на склоне. 

В рабочем положении «крепы» гарантируют жёсткую фиксацию ноги и эффективную передачу движений райдера на профиль лыжи, но, в случае экстренной ситуации или падения, когда спортсмен может сломать ноги, они срабатывают и высвобождают боты. Расскажем какие крепления мы используем в нашем прокате горных лыж спб.

Рассмотрим основные особенности, варианты и немножко истории этого ключевого компонента эффективного и безопасного катания.

Содержание:

История
Стандарты
TYROLIA
Настройка
Blizzard


История

История горнолыжных креплений началась в середине 19 века, в Норвегии. Они появились в тот момент, когда была изобретена первая техниках катания по заснеженным склонам. Для лучшего управления и отзывчивости понадобилась жёсткая фиксация ноги, чтобы эффективно передавать движения райдера на скользящую поверхность.

Разработчики того времени активно экспериментировали с формой и размером лыж, а также фиксаторов. До этого момента они также существовали, но их функция сводилась к удержанию передней части стопы, для чего использовался один небольшой ремешок.

Развитием этой базовой конструкции стало появление ещё нескольких ремешков, которые удерживали пятку и прижимали ступню по всей длине. Несмотря на это, все конструкции были далеки от современных. Это было связано с концепцией перемещения: при движении техникой XIX века, в повороте пятка отрывалась от плоскости лыжи.


Настоящий бум изобретений в спортивной сфере начался в XX веке. Идея всех креплений с этого момента была проста, они были призваны обеспечить плотное прижатие пятки


 

Это функция выполняли несколькими способами:

  • Первой появилась конструкция с металлической пластиной, которая прикручивалась к верхней части снаряжения. Она имела приподнятые кромки, которые образовывали бортик и не позволяли пятке двигаться по плоскости. Через предусмотренное отверстие был продет специальный ремень, который обеспечивал поджатие пятки. По своей эффективности, эта система превосходила все аналоги, которые существовали ранее. Однако, очевидна её высокая травмоопасность, так как механизм для высвобождения ноги в экстренном случае, ещё не существовал;
  • Следующий вариант был дальнейшим развитием данной системы. Теперь вместо ремня использовался металлический трос и пружины. Конструкция появилась в 1929 году, а буквально через 3 года началось массовое производство. В сравнении с предшественниками, она отличалась надёжностью и высокой жёсткостью;
  • Следующей модернизацией стала установка специального устройства, которое позволяло быстро зафиксировать ботинок. Для этой задачи использовался трос в районе носка. Использование такой системы упростило эксплуатацию горнолыжного снаряжения. Однако, она обладала тем же самым недостатком, что и остальные варианты. Ещё не существовала система высвобождения стопы. Этот тип крепления отличался крайне высокой жёсткостью. Он настолько основательно фиксировал ногу, что спиральный перелом голени у спортсменов стал профессиональной болезнью.

 

Именно высокий травматизм среди райдеров заставил энтузиастов искать пути решения проблемы. Требовалось выполнить непростую инженерную задачу. В конечной конструкции должно было сочетаться сразу несколько противоречивых характеристик.

В первую очередь, требовалось сохранить жёсткость и надёжность фиксации ботинка. Помимо этого, разработчики пытались создать некое устройство, которое бы срабатывало автоматически и высвобождало ноги раньше, чем они будут сломаны.


При этом, требовалось добиться автоматического срабатывания при превышении нагрузок в любой плоскости


Стоит отметить, что в этот период в гонку разработок включилась сразу Северная Америка и европейские страны. При этом, энтузиасты шли своими уникальными путями независимо, что дало миру сразу несколько систем.

Американский путь:

  • В Америке эту задачу решал профессиональный спортсмен, который в 1936 году выиграл соревнования на лыжах во всех дисциплинах, начиная от прыжков с трамплина и заканчивая кросс-кантри. Он открыл лыжный магазин на северо-западе Портленда. Разработчик не понаслышке был знаком с высоким травматизмом, среди любителей зимних спортивных развлечений. Первая конструкция оказалась не такой удачной, буквально через 3 года экспериментов, сам разработчик сломал с ней ногу;
  • Следующая попытка была после окончания Второй мировой войны, в 1948 году. Её реализовал инженер-механик из Нью-Джерси, который также был любителем горнолыжного спорта. Он использовал подпружиненные защёлки, данная система стала первой, в которой было решено отказаться от тросов. Его детище имело коммерческий успех, только за одну зиму он смог продать около 200 комплектов;
  • В начале 50-х была запатентована новая система, на основе изменённой головки крепления. Она позволила открывать механизм в любую сторону. Изобретение стало настоящим фурором, после чего ещё и неоднократно модернизировалась, в том числе, для повышения эргономичности.

Европейский путь:

  • Здесь первые безопасные крепления появились в 1948 во Франции. Изобретатель пошёл другим путём и создал фиксатор для ботинка, который не отстёгивался. Крепление свободно вращалось, хоть и было зафиксировано на лыже. При падении нога не скручивалось, а болталась сама лыжа. Недостатком такой системы были габариты и приличный вес, несмотря на это, спортсмены с таким снаряжением даже успели поучаствовать в Олимпийских играх. Это детище инженерной мысли также подверглось сразу нескольким модернизациям впоследствии;
  • Параллельно новую систему изобрёл ещё один Француз, также в 1948 году. Она стала крайне популярной, вплоть до того, что ведущие горнолыжные центры страны стали закупать оптовые партии. Устройства поставлялись даже в Америку. Его изобрёл Соломон, который стал прародителем компании, до сих пор радующей спортсменов профессиональным оборудованием;
  • В 1952 альтернатива появилась в Германии. Благодаря одному профессиональному горнолыжному инструктору. Здесь были использованы пружины и довольно простая система фиксаторов, но это сделало её эффективной и обеспечило коммерческие успехи.

После этих событий, область горнолыжных креплений стремительно развивалась. Начиная с 60-х годов в спортивную сферу начали приходить высокотехнологичные материалы и передовые разработки. Собственно, эта ситуация наблюдается и сейчас.


Стандарты

Сейчас крепления соответствуют нескольким основным стандартам. Подразумевается чёткое совпадение подошвы ботинка и платформы крепления, на котором она фиксируется.

 

В зависимости от назначения, есть несколько вариантов:

  • Alpine или ISO 5355. Это общепринятый горнолыжный формат, которому соответствует большая часть снаряжения, которую можно свободно приобрести в магазине. Существуют модели креплений, которые подходят сразу под несколько типов подошв. Однако, универсальность с лихвой перекрывается значительно большей стоимостью;
  • MNC — это мультикрепления, которые совмещаются с подошвами всех типов. Они обеспечивают удобство и взаимозаменяемость всех компонентов комплекта. При этом, система сохраняет ключевые особенности креплений, а именно обеспечение безопасности при катании;
  • WTR. Этот тип предлагает компания Salomon, они подходят только к одному формату одноимённых подошв. Суть такой компоновки в наличии рокера на подошве, который позволяет ходить с большим комфортом и удобством.


В наши дни больше всего производителей креплений в Австрии, не менее популярны компании из Франции, Германии и Швейцарии: ATOMIC (Австрия), Blizzard, DYNAFIT (Австрия), Elan, Fischer (Австрия), Fritschi, G3, HEAD (Австрия), KASTLE, MARKER, MOVEMENT (Швейцария), Rossignol (Франция), Salomon (Франция), SCOTT, TYROLIA (Германия), VIST



Настройка

Для регулировки горнолыжных креплений существует 2  основных метода, которые зависят от конструктивных особенностей снаряжения:

  • В первом случае передняя головка и пятка объединены механизмом. При открытии рычага, это позволяет одновременно сдвинуть оба элемента, либо задействовать сначала переднюю часть, а затем зад;
  • Во втором случае обе части блокируются и смещаются отдельными рычагами.

Сам процесс регулировки подразумевает несколько этапов. Для начала следует удостовериться, что размеры снаряжения и подошва ботинка соответствует друг другу. Если всё идентично, то сначала сдвигают блокировку, а затем поднимают фиксатор. Это позволяет сместить пятку и переднюю головку до необходимого значения, после чего оба узла фиксируются.

Важно проверить, что вам действительно удалось попасть в размер. Это позволит обезопасить своё катание. В открытом состоянии нужно установить ботинок. Для начала в паз вводится носок, после чего подошву необходимо опустить до фиксации пятки. При этом ботинок не должен болтаться или зажиматься с чрезмерно большим усилием. Требуется добиться такого положения, чтобы бот входил в посадочное место, отодвигая пятку не более чем на 1-2 мм.

Ключевой момент безопасного катания – это регулировка усилий горнолыжных креплений. Если значение выставлено неправильно, то лыжи будет «отстреливать» при малейшей нагрузке, либо аварийный режим сработает слишком поздно. В любом случае, спортсмен рискует сильно травмироваться.

Есть 2 критерия, по которым выставляются усилия срабатывания креплений:

  • Вес райдера;
  • Уровень катания спортсмена.

Сам процесс настройки требует наличия всего лишь одной отвёртки и регулировки буквально 4-х точек. По одной находится на передней и задней части каждого крепления.


Простейшая формула для настройки: ваш вес, разделенный на 10


От полученной при делении цифры стоит отнять 1,5, если вы впервые встали на горные лыжи или имеется небольшой практический опыт. Если рост меньше 180 см, то можно уменьшить полученное значение на 2. Если райдер уже опытный, то вычитает 1, а эксперты используют для настройки цифру, полученную при делении веса на 10, без изменений.


TYROLIA

Сейчас этот производитель является ведущим в мире, по статистике, каждая третья пара выпускается под этой маркой. Производственные мощности находятся в австрийской деревне Швехат. В 2012 марке исполнилось 70 лет.

Однако, несмотря на дату начала официальной истории, предпосылки к появлению бренда сложились в далёком 1847 году. Идея изготовления креплений для горных лыж появилась на венском заводе металлоизделий.


Сейчас производитель выпустил крепления нового поколения: серия AAA


Это компактная конструкция, с максимальной универсальностью и минимальным весом. Пружина, которая обеспечивает срабатывание механизма, размещена в поперечной плоскости, что позволило укоротить переднюю головку. На практике, это решение дает заметно более интенсивное всплытие в целине.

Популярные модели креплений: Цена: Назначение: Особенности:
Tyrolia Attack 14 GW: В среднем 22 000 руб; Универсальное применение, от паудэра до подготовленных трасс; Носок FR PRO 3, который дает высокую стабильность значений срабатывания на склоне. AFD улучшен, снижено трение, стабилизированы значения отпускания;
Tyrolia Attack 14 MN: В среднем 20 000 руб; Легкие и функциональные для паркового катания и экстремального фрирайда; Усилие срабатывания пружины до 14 dyn. Антифрикционная пластина AFD доработана таким образом, чтобы исключать залипания.

 


Blizzard

Этот производитель появился в Австрии, однако, при этом является дочерней компанией итальянцев. Её основали в 1945 году в городе Миттерзиль. В конечном итоге, была построена фабрика, которая пережила взлёты и падения, пожары и при этом сохранила свои позиции ведущего производителя креплений в мире.


В числе одних из последних решений производителя, является инновационная система интегрированных креплений IQ


Она появилась ещё в 2006 году и позволила сделать крепление и поверхность лыжи единым целым. Чтобы реализовать такой концепт, сэндвичная конструкция была закрыта несущей крышкой с вмонтированными полозьями.

Крепление просто задвигается в эти направляющие, после чего фиксируются единственным винтом. Благодаря такой компоновке, передняя и задняя часть крепления может свободно плавать вдоль оси, не блокировать прогиб. Система получила большое признание, в частности, благодаря минимальному весу и эффективной передаче усилия райдера.

Популярные модели креплений: Цена: Назначение: Особенности:
Blizzard IQ 7.2 В среднем 20 000 руб; Универсалы; Высокая жесткость передачи усилий, сниженная масса. Основное внимание к стабилизации усилий срабатывания.