Как подготовить лыжи и сноуборд перед и после сезона

размещено в: Без рубрики | 0

Горнолыжное снаряжение и сноуборд испытывают на себе серьезные нагрузки. Это могут быть удары, трение о склон. В результате, скользящая поверхность изнашивается, канты стачиваются. Чтобы привести все компоненты в порядок, нужно обслуживание.

Содержание:

  1. Перед началом сезона
  2. Чистка и подготовка скользящей поверхности
  3. Горячий метод
  4. Выбор смазки
  5. Циклевание и полировка
  6. Канты
  7. Крепления
  8. Сразу после начала сезона

Существует несколько основных операций для полного ТО:

  • чистка снаряжения;
  • ремонт;
  • парафинирование;
  • заточка кантов.

Их необходимо проводить регулярно, иначе начинает ухудшаться скольжение на склоне, маневренность. Если появился скол, то при дальнейшей эксплуатации он однозначно превратится в большую трещину. На скользяке постоянно появляются микроскопические бороздки, поверхность стирается.


Канты при стачивании начинают цепляться хуже, при маневрировании возрастает риск срыва в боковое скольжение


Банальная грязь и снег со склона, если их не убирать после каждого катания, могут проникнуть между слоями и запчастями конструкции. В усугубленном состоянии это может привести к расслоению борда и серьезному ремонту. 

Парафинирование – это обязательная процедура, так как без смазки скользят только отдельные виды беговых лыж. Горные лыжи и сноуборды обязательно смазывать. Например, мы в прокате сноубордов, проводим парафинизацию каждые две недели.


Перед началом сезона

Начинать сезон нужно с осмотра своего снаряжения:

  • нужно устранить сколы;
  • очистить скользяк;
  • нанести свежий слой смазки.

Удобнее всего для каждого из этапов ТО использовать специальные тиски или подставку. В этом случае снаряжение будет надежно зафиксировано и можно освободить руки для осмотра и приведения инвентаря в порядок.


Сколы часто образуются от ударов об препятствия на склоне, чаще всего с ними сталкиваются фрирайдеры, когда натыкаются на камни под пухляком


Глубокие царапины и сколы нужно заплавлять, для этого продаются специальные пластиковые стержни. Они различаются по цвету, потому можно подобрать идентичный вариант именно для своей окраски доски.

Заплавка царапин:

  • щель очищается от посторонних загрязнений, следов камней;
  • стержень расплавляется, для этого подойдет пламя зажигалки;
  • сразу нужно накапать в трещину расплавленным пластиком, с таким запасом, чтобы он чуть выпирал над плоскостью скользяка;
  • выпирающая часть «сошлифовывается» вровень с плоскостью, для этого подойдет наждачная бумага, калибр 200 и 480-600 для более тонкой обработки.

Если скол большой и затронуты внутренние слои, лучше обратиться в мастерскую, так как без опыта, борд можно доломать. В любом случае нужно обрезать все ошметки доски и убрать раскрошившиеся участки.

Аналогичная работа проводится с лыжами.


Чистка и подготовка скользящей поверхности

Перед обработкой скользяк нужно полностью очистить и нанести свежий парафин. Эту работу нужно будет делать даже если вы только что приобрели себе пару, так как на них нанесен транспортировочный парафин. В данном случае, этот состав выполняет исключительно защитную функцию, предотвращая расцарапывание поверхности снаряжения в процессе транспортировки и погрузочных работ. Помимо этого, состав обеспечивает защиту от загрязнений, потому в магазине лыжи и борды будут смотреться лучше.

Заменить смазку можно несколькими способами:

  • Горячий метод – наиболее эффективный, но требует подготовки и инструмента;
  • Жидкие составы. Это вариант для быстрого нанесения, достаточно иметь с собой тюбик со смазкой. Недостаток в том, что вещество быстро стирается;
  • Спреи. Дорогостоящие материалы для обработки, обычно используются спортсменами, но быстро стираются.

В любом случае лыжи/борды нужно очистить перед парафинированием


Для этого понадобится удалить старый парафин, что выполняется скребком. Новичкам желательно использовать пластиковый, более опытным – металлический. Недостаток второго в риске повредить саму скользящую поверхность при соскабливании.

Движения с небольшим нажимом совершаются по всей длине оснастки от носа к хвосту. Скребок устанавливается под углом, близким к прямому по отношению к лыже. Если угол будет очень острый, то скребок из металла может прорезать старый парафин и испортить скользящий слой.


Щеткой средней жесткости можно вычистить загрязнения и мелкую труху из щелей, которые впоследствии будут заплавлены воском


Далее специальной смывкой нужно удалить остатки загрязнений и жира. При протирании ветошью устраняются мелкие частицы удаленной смазки. После использования средства нужно протереть поверхность насухо, а потом подождать, пока испарится растворитель – это занимает приблизительно до получаса.


Горячий метод

Наиболее долговечным по сохранению скользящих качеств, является горячий метод нанесения парафина. В этом случае расплавленный воск наносится на доску. Затем прогревается и растирается, после чего полируется. В этом случае вещество проникает в поры и надолго задерживается, даже при катании в формате фрирайда, когда смазка интенсивно стирается.

Инструмент:

  • парафин;
  • утюжок;
  • щетка;
  • пробка;
  • чистая ветошь, подойдет фиберлен.

После подготовки скользяка к работе, можно начинать наносить состав. Для этого на утюжке выставляется необходимая температура (указывается на упаковке воска). К подошве прижимается брусок парафина, при расплавлении его нужно водить над скользяком, чтобы равномерно накапать на плоскость.

Если при расплавливании воска появляется черный дым, значит на утюге выставлена слишком высокая температура


Далее капли разогретым утюжком растираются, но нужно быть осторожным, чтобы не задерживать долго на одном месте утюг. Если это сделать, поверхность можно испортить. Некоторые мастера прокладывают под подошву фиберлен, он изолирует скользяк от лишнего тепла и параллельно удаляет излишки смазки. После равномерного растирания, борд нужно отложить в сторону на 20-25 минут, чтобы состав остыл и закрепился.

Если использовать специальную смазку в тюбике с валиком из поролона, то исключается большая часть процедуры. Достаточно просто выдавить вещество на плоскость, растереть его валиком. В этом случае, такого нанесения хватит всего на несколько спусков, но даже сразу после этого, не удастся добиться высоких скоростей.


Выбор смазки

Сразу отметим, что существует множество вариаций парафина, причем, некоторые компании выпускают одноименные средства, которые рекомендованы для тех или иных марок снаряжения.

Все варианты смесей на рынке можно разделить на два больших класса:

  • фторсодержащие;
  • без фтора.

Такие средства позволяют не только добиться качественного скольжения, но и защищают поверхность от ряда механических повреждений. Вода отталкивается, но стоимость фторсодержащего состава существенно выше.

Обязательно учитывайте температурный режим, при котором собираетесь кататься.

Все мази обозначаются по цвету, чтобы удобнее было ориентироваться:

  • для теплой погоды используется желтый и красный воск – выше 0;
  • для морозов в пределах 10-15 градусов – фиолетовый;
  • сильные морозы выдерживает зеленый и черный парафин.


Циклевание и полировка

После нанесения воска его нужно соскрести, но не полностью, а провести т.н. циклевание. Для этой задачи по застывшему парафину нужно пройтись скребком.


При циклевании лишний состав будет отделяться в форме стружки, это позволяет удалить наплывы и выровнять скользяк


Полировка позволяет окончательно разгладить нанесенное вещество, получить идеальную поверхность. Визуально полностью готовый слой выглядит блестящим, нет неровностей, трещин и углублений. Поверхность однородная.

Для полировки используют пробку или нейлоновую щетку, совершая движения по всей длине вдоль.


Канты

На новых лыжах/борде канты идеально заточены. Металлические вставки обрабатываются при производстве на заводе, точно выставленный угол срезает станок, потому весь первый сезон после приобретения можно порсто наслаждаться приобретенным инвентарём. Однако, постепенно металл стирается, притупляется, при ударах острая кромка может повреждаться.

При этом, лучше избегать слишком частой заточки кантов, так как металл не бесконечен и постепенно полностью стачивается. В этом случае, борд придется менять, так как кант – это интегрированная в конструкцию часть, которая не подлежит замене.

По ощущениям для заточки есть несколько поводов:

  • в поворотах пропала цепкость канта;
  • привычные движения даются с большим трудом.

Порезаться об кант при простой проверке пальцем сложно, а вот почувствовать, что угол стерся – легко. Это один из показателей необходимости обслуживания – кромки притуплены на ощупь


Самостоятельная заточка проводится при помощи кантореза. Для его использования доску или лыжи закрепляют кантом вверх, для этого подойдут струбцины или специальные тиски. Инструмент выставляется на кромку режущей частью, параллельно базе, одним движением нужно провести от носка к хвосту. Затем аналогичным образом сточить со стороны базы. Операция выполняется для обоих сторон доски/лыжи.

Есть несколько углов:

  • стандартный 90 градусов между плоскостями канта;
  • острый. В этом случае угол составляет 88 градусов, что делает его боле цепким на обледеневших участках склонов или плотном покрытии;
  • притупленный угол. При этом кант слегка притупляется со стороны скользяка. Это добавляет маневренности, но на скорости возрастает риск бокового скольжения в повороте. Цепкость снижается.

Притупленные кромки часто присутствуют на участке носка и хвоста снаряжения. В этом случае возрастает маневренность, но без потери контроля на скорости. По всей длине выполняют стандартную заточку, после чего притупляют участки.

Проверить кант можно пальцем, на ощупь ощущаются все неровности.


Крепления

Не лишним будет проверить крепления. Перед хранением нужно очистить все механические части, так как грязь за теплый сезон в кладовке может вызвать коррозию. После очистки будут видны повреждения.

После замены протяжка всех винтов, металлические поверхности полезно смазать спреем. Перед началом катания протереть.


В зависимости от стиля катания и веса выставляется усилие срабатывания на склоне



Сразу после начала сезона

После каждой вылазки в горы нужно чистить снаряжение. Это позволит своевременно заметить проблемы, избежать расслоения.

Правила просты:

  • очистить скользяк от снега;
  • очистить участки налипшей грязи (после неудачного фрирайда);
  • транспортировать в специальных чехлах, они хорошо защищают от царапин;
  • использовать соответствующие крепления, например, на крыше авто. Это позволит избежать затирания в салоне.

Для очистки достаточно использовать ветошь и специальные средства, но подойдет и простая вода. Смывка подойдет для удаления жирных следов и пятен.


Если появился скол и забился грязью, можно использовать жесткую щетку


Перед хранением, чистый борд/пару лыж ставят вертикально, крепления лучше максимально ослабить, чтобы снять нагрузку с пружин.

Хранить снаряжение нужно в сухом помещении, подальше от батарей и источников тепла. Важно избегать прямых солнечных лучей, так как материал некоторых досок портится.